Крутится, уходя от отвесных скал, стремительная речушка Серга. Её исток у залесённого Шунутского Камня. Прозрачны воды Серги. Богаты сочными травами берега. Но опасна река весной, когда расходившееся течение бьёт в скалы. Не все смельчаки, после нежданного оверкиля, сумели ухватиться за спасительный борт байдарки, счастливо выбраться из ледяной воды. Река не любит заносчивость и браваду. Летом Серга мелеет и нам часто приходится идти рядом с катамараном. Тихо вокруг, только с лесной поляны - елани доносятся голоса косарей. Под утёсами, в толще синеватой воды, как в аквариуме, видны стайки рыб. В чистой, холодноватой воде, среди бурунов, кувыркается хариус.
На береговых кручах - таинственная стена тайги. Долго не может расстаться река с вершинами и распадками Бардымского хребта. Вдоволь наигравшись на перекатах, уходит она от гор к полноводной Уфе. А мы к Уфе не спешим. С воды рассматриваем разнотравье берегов, замечаем лекарственные растения. Хочется поймать взглядом менее заурядное растение, чем скрипун.
До Писаного Камня остаётся километра два. Только что прошли Медведь-Камень, пора искать место для ночлега. Неожиданно, слева по ходу, на отвесной скале, вижу кусты «золотого корня». Вот так встреча! Любитель холода и поднебесных круч угнездился на скромных высотах Среднего Урала, в расщелинах речных скал. Родиола розовая - ледниковый высокогорный реликт, растение, не уступающее по лекарственным свойствам женьшеню, хорошо нам знакомо по походам в Южной Сибири, уральскому Северу.
Двумя днями позже, в километре от устья Федотова лога, мы установили ещё одно местонахождение родиолы розовой. Ночёвка пришлась у Писаного Камня. Свердловский краевед Николай Николаевич Хрущёв, будучи молодым, ещё в 20-ые годы наведывался на родину своих родителей- посёлок Михайловский завод, бродил по его окрестностям и на реке Серге, на Писаном Камне, обнаружил древние рисунки, но не придал этой находке значения.
Спустя много лет, в 1959 году, в пятом номере журнала «Уральский следопыт», в заметке «Писаница на реке Серге», он опубликовал описание и фотографии наскальных изображений. Писаный Камень находится в большом известняковом массиве, протянувшимся вдоль левого берега Серги, в шести километрах от разъезда Бажуково железнодорожной ветки Чусовская – Бакал. Высота Камня сорок метров. Основание утёса подмыто рекой, образует над водой навес. На высоте шести метров расположены две группы изображений.
На плоскостях скалы виднеются четыре фигуры животных - косули и две фигуры людей. В семидесятые годы, археолог Валерий Трофимович Петрин обнаружил в скальном массиве Камня едва заметную писаницу - изображение тамги. Возможно, найденные рисунки принадлежат филиальной локации угров, группе вогульских семей и по времени относятся не ранее первой половины 1-го тыс.н.э.
Сохранность писаницы плохая: современные варвары не щадят уникальный археологический памятник, сделав из него мишень для стрельбы из ружей. Недаром возле пещеры Дружба каждое лето несут вахту студенты-биологи Уральского государственного университета имени А.М.Горького. С благословения, горячей поддержки декана биологического факультета, талантливого учёного, человечного человека Сергея Васильевича Комова, ребята взяли под контроль животный и растительный мир бассейна реки Серги, пещеры и скалы на её берегах. Студенты оборудовали места туристских стоянок, соорудили избы, навесы, занялись исследованием экологической обстановки в долине Серги, маркировали тропы, идущие в сторону Шунут-Камня и других интересных природных объектов. Только трудно приходится студентам один на один с браконьерами. Первого сентября 1984 года, двадцатилетний студент биологического факультета УрГУ Евгений Семухин, встал на защиту подстреленной лесной крошки - рябчика и был убит двумя выстрелами из ружья.
Осенью, злобная нелюдь, безнаказанно сжигает избы-приюты, стреляет животных и птиц, пакостит в оборудованных местах отдыха. Позавидуешь упорству и мужеству свердловских студентов-биологов, которые находят силы восстанавливать загубленное, стеречь уголок родного Урала. А погода столь хороша, что не надо курортного юга. Узнали от свердловчан, что на Серге живут бобры. Не поверили было, но вскоре убедились сами. Однажды ночью, ставя приманку для щук, столкнулись с бобрами, как говорится, «нос к носу». Позднее мы нашли несколько мест обитания этих животных. Двое из нас раньше не бывали в пещере Дружба, побежали смотреть полукилометровую полость, но вскоре вернулись, не выдержав холода подземелья. Проплываем мимо Аракаевской пещеры.
Вспомнилась осень 1964 года. Перед уходом в армию, в ноябрьские праздники, удалось, по приглашению друзей - свердловских спелеологов, съездить на Сергу. В темноте, через лес, по первому снегу, подсвечивая под ноги электрическими фонарями, от станции Бажуково направляемся к пещере Дружба. Не у всех сапоги-болотники, и Богдан Поляков, зимой предпочитавший спать не в квартире, а в спальном мешке, на балкончике, надевает кеды и перетаскивает почти всю группу через реку Сергу. Ночуем всем табором в избе бывшего лесоучастка. С утра знакомимся с пещерой Дружба, её залами, коридорами, миниатюрными озёрами. Среди тайги, впечатляет громадный Дружбинский Провал, появившийся на месте рухнувшей подземной полости. Повсюду в долине Серги следы карста, неустанной работы подземных вод. В 1961 году спелеологи открыли пещеру Аракаевскую, сняли план пещеры и теперь, по-хозяйски, показывают таинственные закоулки, натечные образования. Ребята обследовали десятки уральских пещер, одержимы искательской страстью - найти самую глубокую карстовую полость.
Поиски нацелены в неизведанные, перспективные горные районы Южного Урала. Кстати, с Аракаевской пещерой связано «какое-то пятно», может быть, древний рисунок. Об этом приходилось слышать неоднократно, как и о пресловутой «вижайской писанице» на севере Свердловской области, но ничего конкретного пока выяснить не удаётся.
Жаль было покидать удивительную Сергу, но впереди ещё один поход: нас ждали древние курганы и городища исетского края.