Одним из самых необычных боевых кораблей в составе ВМФ СССР был линкор Черноморского флота "Новороссийск". Необычен он был не какой-то выдающейся службой, а интересной судьбой и таинственной гибелью.
История корабля начинается в октябре 1911-го года, когда он был спущен на воду в Италии под именем "Джулио Чезаре". Спустя несколько лет корабль вошел в состав итальянских ВМС. Поучаствовал в Первой мировой войне, правда ни разу так и не столкнулся с противником, а потом и во Второй мировой, в которой сражался уже более активно.
Так или иначе, Италия во Второй мировой войне была проигравшей стороной, часть ее флота была разделен между странами-победительницами. "Джулио Чезаре" достался Советскому Союзу и в феврале 1949-го года корабль был передан советской миссии во главе с контр-адмиралом Левченко.
До 1955-го года на корабле, который назвали "Новороссийском", проходил ремонт и модернизация, в ходе которой были заменены многие из боевых и технических средств. Работы были завершены к маю 55-го года. Сразу после них линкор вошел в состав Черноморского флота. "Новороссийск" стал самым мощным кораблем советского флота, к сожалению, совсем ненадолго.
29 октября 1955-го года линкор "Новороссийск" возвратился с торжественных мероприятий, посвященных 100-летию обороны Севастополя и пришвартовался у Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Примерно в полвторого ночи с правой стороны носовой части корабля раздался мощный взрыв. По разным подсчетам, жертвами стали 150-170 моряков. Через 30 секунд раздался второй взрыв, уже по левому борту.
Дальше началось самое страшное. Чтобы спасти корабль, его попытались отбуксировать на мелководье, однако на место происшествия прибыл вице-адмирал Пархоменко, который приостановил работы до утра. В то время на "Новороссийске находилось порядка 1 тысячи человек - экипаж самого линкора и специалисты с других кораблей. Около 4:15 утра людей было приказано эвакуировать, но корабль неожиданно стал заваливаться на бок и опрокинулся, и многие просто оказались заперты внутри...В конечном итоге происшествие унесло жизни 829 человек.
Конечно, после этого стали искать причину взрывов. Версий высказывалось очень много и по сей день нет ясности в этом вопросе. Доклад комиссии, которая расследовала дело "Новороссийска" гласит: во время швартовки корабль на полкорпуса проскочил нужное место и задел немецкие мины LMR или же RMH, установленные тут во время Второй мировой войны. Многие подвергают сомнению эту версию. Характер повреждений "Новороссийска" указывает на то, что взрыв произошел именно снаружи.
Если это так, то вероятнее всего сработали диверсанты. Тут есть несколько интересных зацепок: во-первых, в Италии долгое время звучали призывы не допустить вхождение корабля в состав военно-морского флота СССР, причем, делалось это на самом высоком уровне. Во-вторых, и это главное, каким-то непостижимым образом к концу октября 1955-го года все (торговые и прочие) итальянские корабли внезапно покинули территорию порта.
Кстати, официальное расследование никогда не отрицало, что происшествие с "Новороссийском" может быть диверсией итальянцев. Именно у Италии на то время была одна из лучших школ боевых пловцов. Подобные школы были еще у британцев и у немцев, но на счет участия этих стран в этом деле есть большие сомнения, хотя кто знает...В любом случае, на сегодняшний день тайна гибели линкора "Новороссийск" так и осталась нераскрытой.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru