После того как мы осмотрели современное производство слуцких поясов в швейно-ткацком цеху РУП "Слуцкие пояса" вновь отправляемся в производственно-культурный комплекс "Слуцкие пояса", чтобы купить задним числом билеты на экскурсию и посмотреть Музей истории слуцких поясов.
Сам музей встречает нас настоящим "пантеоном славы" поясов.
Слуцкий пояс — элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.
Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.
Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура для производства поясов. Назывались такие мануфактуры — «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702—1762 годы), великий гетман Литовский.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.
Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер — Ян Маджарский. Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава — знаменитого композитора и дирижера.
Сын Маджарского — Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей. Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.
Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.
На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830 года. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах. В дальнейшем пояса стали предметом коллекционирования и включены в музейные экспозиции как образцы «древнебелорусского искусства».
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
Сохранилось не так много подлинных слуцких поясов. Они имеются в коллекциях следующих музеев:
- Государственный исторический музей в Москве;
- Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К Крапивы;
- Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге;
- Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе;
- Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины;
- Львовский исторический музей;
- Смоленский государственный музей-заповедник;
- Минский областной краеведческий музей города Молодечно;
- Историко-археологический музей в Гродно;
- Национальный музей в Варшаве;
- Белорусский национальный художественный музей;
- Слонимский краеведческий музей;
- Слуцкий краеведческий музей;
- Гродненский государственный историко-археологический музей ;
- Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж".
Интересно, что ни в Несвижском, Гродненском и Слуцком музеях поясов я не видел. Может просто не заметил? Мануфактура не моя стихия.
Интересно, что узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Использованы материал Википедии
Покидаем музей и пытаемся протиснутся к сувенирному киоску.
Сувенирный киоск. Снять детально всю сувенирку не было никакой возможности из-за ребятишек, а пережидать не было времени. Практически все ребята покупали самые недорогие сувениры в виде закладок. Большие и хорошие вещи стоили дорого.
Оригинал поста в моем живом журнале starcom68 здесь
Понравилось? Заходите еще, подписывайтесь.
#пояса #история