Найти тему
starcom68

История слуцкого пояса. Пришли из Персии, а стали символом Беларуси

После того как мы осмотрели современное производство слуцких поясов в швейно-ткацком цеху РУП "Слуцкие пояса" вновь отправляемся в производственно-культурный комплекс "Слуцкие пояса", чтобы купить задним числом билеты на экскурсию и посмотреть Музей истории слуцких поясов.
Сам музей встречает нас настоящим "пантеоном славы" поясов.
Слуцкий пояс — элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.

Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.

Посмотрите как оформлен зал. В центре на постаменте в высоком стеклянном стакане висит слуцкий пояс, а по периметру представлены изображения одежды различных периодов человеческой истории.
Посмотрите как оформлен зал. В центре на постаменте в высоком стеклянном стакане висит слуцкий пояс, а по периметру представлены изображения одежды различных периодов человеческой истории.

Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура для производства поясов. Назывались такие мануфактуры — «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702—1762 годы), великий гетман Литовский.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.

-3

Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер — Ян Маджарский. Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава — знаменитого композитора и дирижера.
Сын Маджарского — Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей. Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.

-4

Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.
На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830 года. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах. В дальнейшем пояса стали предметом коллекционирования и включены в музейные экспозиции как образцы «древнебелорусского искусства».
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.

-5
Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. В 2014 году в городе Слуцке начали машинное изготовление копий слуцких поясов. Также на предприятии был открыт Музей истории слуцкого пояса.
Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. В 2014 году в городе Слуцке начали машинное изготовление копий слуцких поясов. Также на предприятии был открыт Музей истории слуцкого пояса.

Сохранилось не так много подлинных слуцких поясов. Они имеются в коллекциях следующих музеев:
- Государственный исторический музей в Москве;
- Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К Крапивы;
- Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге;
- Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе;
- Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины;
- Львовский исторический музей;
- Смоленский государственный музей-заповедник;
- Минский областной краеведческий музей города Молодечно;
- Историко-археологический музей в Гродно;
- Национальный музей в Варшаве;
- Белорусский национальный художественный музей;
- Слонимский краеведческий музей;
- Слуцкий краеведческий музей;
- Гродненский государственный историко-археологический музей ;
- Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж".

Интересно, что ни в Несвижском, Гродненском и Слуцком музеях поясов я не видел. Может просто не заметил? Мануфактура не моя стихия.

Небольшая инсталляция в зале музея позволяет перенестись в атмосферу XVIII века
Небольшая инсталляция в зале музея позволяет перенестись в атмосферу XVIII века

Интересно, что узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Использованы материал Википедии

-8
Реконструкция процесса изготовления пояса в условиях мануфактуры
Реконструкция процесса изготовления пояса в условиях мануфактуры
Подготовка нитей
Подготовка нитей
А эта экспозиция рассказывает о традиционном народном ткачестве
А эта экспозиция рассказывает о традиционном народном ткачестве
Традиционные беларуские пояса так называемого слуцкого типа имеют много общего с атрибутом панского костюма
Традиционные беларуские пояса так называемого слуцкого типа имеют много общего с атрибутом панского костюма
-13
Этнографическая экспозиция
Этнографическая экспозиция
И еще предметы ткацкого искусства
И еще предметы ткацкого искусства
-16

Покидаем музей и пытаемся протиснутся к сувенирному киоску.
Сувенирный киоск. Снять детально всю сувенирку не было никакой возможности из-за ребятишек, а пережидать не было времени. Практически все ребята покупали самые недорогие сувениры в виде закладок. Большие и хорошие вещи стоили дорого.

-17

Оригинал поста в моем живом журнале starcom68 здесь

Понравилось? Заходите еще, подписывайтесь.

#пояса #история