Найти тему

Алексей Федотов Кожаные ризы. Роман. Часть 3. И свет воссиял им. 3. Животные Нового Мира

- А что тогда получается: животные тоже имеют вечную жизнь, как и люди, раз они страдают здесь из-за грехопадения человека? - поинтересовался Павел, когда они вышли на улицу.

- Сложный вопрос, - задумчиво ответил Барт. - Не такую, как и здесь, они не такие.

Перед его глазами вдруг явственно возник его друг Кот, который с интересом смотрел, что скажет профессор.

- Что замолчали? - спросил Павел.

- Вспоминал слова апостола Павла: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» , - произнес Карл Владимирович. - То есть все творение, исходя из логики этого текста, страдает по вине человека, и все оно будет освобождено от рабства тлению, когда человек сумеет это сделать.

- А когда это будет?

- Уже не в этом мире; в Новом Мире будут новые люди, новые животные, все будет другим. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал, что «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим».

- Как вы все это помните? - удивился Павел.

- Не все, - улыбнулся профессор. - Но что-то помню.

Из одной из машин, стоявших у обочины дороги, по которой они шли, вдруг зазвучала песня «Под небом голубым, есть город золотой».

- Вот это к нашему разговору музыкальное сопровождение, - улыбнулся Барт.

- А какова же будет судьба животных в вечности?

- Вспомню Клайва Стейплза Льюиса, писавшего: «Мы не можем себе представить и собственной нашей вечной жизни, тем более не вообразить нам тамошней жизни животных. Если бы земной лев узнал, что ему уготовано есть сено, как волу, он счел бы это описанием ада, а не рая. И если во львах нет ничего, кроме кровожадности, в вечность переходить нечему. Но если что-то есть, Бог может дать этому и тело, какое пожелает, - не пожирающее ягненка, а львиное в том смысле, в каком мы употребляем это слово, когда говорим о силе, царственности и великодушии».

- Неужели связь человека и животных так велика?

- Митрополит Макарий в «Догматическом богословии» так формулирует место человека, на которое изначально он определялся в материальном мире: «человек был поставлен как бы посредником между Творцом и творением земным: в частности предназначен быть как бы его пророком, чтобы словом и делом предвозвещать в нем волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословения небесные; главою и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых творений, он мог соединять через себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном союзе и порядке».

- Как мозг в организме человека, так человек был подобным органом в едином теле материального мира?

- Ну вот, опять ты с этим мозгом, - улыбнулся Карл Владимирович.

- Но ведь нам нужны какие-то аналогии для понимания.

- Согласен. Они и даются в Библии. О будущем блаженстве животного мира образно написал пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

- Что-то вы сегодня сыплете цитатами, - улыбнулся Павел. - К чему бы это?

- Просто я не думаю, что сам смогу сказать лучше, - улыбнулся Барт. - Я на самом деле по памяти знаю не так уж и много цитат, всего несколько десятков. Но если знаю, то считаю, что лучше их использовать, потому что своими словами мне лучше не сказать, получится как в том анекдоте...

- В каком?

- Один друг говорит другому: «Вот хвалят все Шаляпина, а я послушал — прескверно поет!» «Где же ты его слышал?» «Да мне Рабинович вчера напел по телефону».

Собеседники весело рассмеялись. За разговором они уже подошли к входу в университет.

- Как Марина? - спросил Карл Владимирович.

- Нормально. Мне иногда кажется, что в ней таится какая-то загадка, на которую я не могу найти ответ...

- Женщина - вообще загадка, которая и сама не знает ответа, - задумчиво сказал профессор.

- А кто же его знает?

- Наверное, мужчина, который ее полюбит по-настоящему. Но так как это редкость, то поэтому так много неразгаданных загадок...

- Если так, то я свою загадку разгадаю! - уверенно сказал Павел.

- Мне тоже так кажется, - улыбнулся профессор. - Ну, пока, мы пришли уже. Не пропадай!

Входная дверь уже закрылась за Бартом, а его собеседник все еще задумчиво стоял, обдумывая последние слова их разговора.