Римский Колизей стал символом любви жителей империи к поединкам гладиаторов. Их можно было разнообразить, например, выведя на арену женщин.
Амазонка против Ахиллы
При императоре Августе был издан запрет на посещение Арены девушками из сенатского сословия, а замужние женщины могли следить за играми только из задних рядов.
Долгая история боев на арене полна многих необычных фактов, одним из которых стало участие в поединках женщин. Первые свидетельства об участии римлянок в гладиаторских боях относятся к эпохе императора Нерона.
Участие в представлениях было позором для высокородных римлян — они смотрели гладиаторские бои и выступления артистов, а не участвовали в них. Один из героев «Сатирикона» Петрония Арбитра, жившего во времена Нерона, рассказывая о грядущих пышных гладиаторских боях, упоминает об участии в них женщины-эсседария.
Словом «эсседарий» называли кельтского воина, сражавшегося на колеснице. Позже этим словом стали обозначать гладиатора, сражающегося на колеснице. Они носили овальные щиты, доспехи и украшали шлемы перьями.
В следующий раз женщины, участвующие в жестоких играх, упоминаются в источниках в 80 году н. э. в связи с открытием Колизея при императоре Тите. Во время игр в травле животных, как пишет Дион Кассий, наравне с мужчинами участвовали и женщины-простолюдинки. В гладиаторских боях в этот раз женщины не сражались.
Женщины выходили на арену с оружием в руках не только в столице империи. Из Малой Азии происходит главное свидетельство существования гладиаторов-женщин. Это мраморный рельеф I-II веков н. э. из города Галикарнас, изображающий двух сражающихся женщин-гладиаторов. Под рельефом написаны их имена — Амазонка и Ахилла. Скорее всего, это сценические имена для выступления на играх.
Другое упоминание о гладиаторах-женщинах пришло из Остии II века н. э. Местное должностное лицо, Гостилиан, писал, что он первый «предоставил женщин для меча». Под этой фразой понимают привлечение женщин к участию в гладиаторских боях.
В 200 году н. э. император Септимий Север издал указ, запрещавший женщинам участвовать в гладиаторских боях. Этому указу предшествовали масштабные игры в Риме, участниками которых стали гладиаторы-женщины.
Скорее всего, большинство женщин-гладиаторов попадали на арену тем же путем, что и мужчины. Они могли быть рабынями, проданными ланисте, или свободными женщинами низкого происхождения, пришедшими к нему добровольно.
Ни один из источников не упоминает о битвах между гладиаторами-женщинами и гладиаторами-мужчинами. Барельеф из Галикарнаса изображает двух сражающихся женщин. Можно предположить, что на арене римлянки сражались только с равными по силе — другими женщинами.
Хотя гладиаторские бои были популярным мотивом в искусстве, изображений гладиаторов женщин нет. Единственный известный пример — рельеф из Галикарнаса.
загадка могилы из Лондона
В 1996 года в Лондоне археологи раскопали старое римское кладбище. Одна из могил, расположенная вне стены кладбища, принадлежала женщине. В могиле нашли останки животных, сосновые шишки и несколько ламп. На одной из них был изображен павший гладиатор, а на трех других — египетский бог Анубис.
По мнению некоторых историков, есть несколько фактов в пользу того, что эта женщина сражалась на арене. Только рядом с амфитеатром Лондиниума росли итальянские сосны, шишки с которых поместили в гробницу. Бога Анубиса иногда отождествляли с Меркурием, в образе которого служители амфитеатра утаскивали с арены тела павших бойцов.
Более осторожные ученые отмечают, что лампы, зеркала и другие предметы быта с изображениями гладиаторов были очень популярны среди жителей империи. Похороненная в этой могиле женщина могла быть богатой вольноотпущенницей, любившей гладиаторские бои.