Очень многим известна эта "странная фраза" - "А если бы он вез патроны?" Многие ее слышали, но не многие могут сказать, что она означает и откуда берет начало. А впервые она прозвучала в советском кинофильме, снятом в 1963 году на киностудии "Мосфильм" по сценарию И. Зверева, Ю. Дунского и В. Фрида режиссером В. Герасимовым. Фильм называется "Непридуманная история". Снят он по мотивам рассказа Ильи Зверева "Что человеку надо." Фильм не самый известный, но заслуживает, чтобы о нем рассказать
Жанр фильма определить трудно. Это и "производственный" фильм, и мелодрама, и комедийные моменты присутствуют. Если в двух словах передать его содержание, так, чтобы знатокам и любителям советского кино стало сразу понятно, то это фильм о том, как стали жить после свадьбы герои фильма "Девчата" Тося Кислицына и Илья Ковригин. Ведь фильм заканчивается в ожидании того, что бывшая детдомовка, повар Тося, эталонный продукт советского воспитания - по-детски непосредственная, активная коллективистка и общественница, борец за справедливость, и уже взрослый, самостоятельный, красивый и обаятельный, любимец женщин, бригадир лесорубов Илья должны пожениться. Пока то у них любовь-морковь, а вот, что будет дальше, когда они у них будет семья? Вот про аналогичный случай с аналогичными героями и рассказывает "Непридуманная история", снятая через два года после "Девчат."
В "Непридуманной истории" героев зовут Варвара и Анатолий Левчуковы. Они оба строители-монтажники, строят крупную электростанцию.
Брутальный, основательный, харизматичный Георгий Епифанцев и светлая, нежная, очаровательная Жанна Прохоренко. Героиня Прохоренко Варя, скорее всего, бывшая детдомовка. Для нее брак - это не семейное гнездо, а союз двух единомышленников, строителей коммунизма. Прежде всего работа, общественная деятельность и друзья. Анатолий же - полная противоположность своей жены. Для него семья на первом месте, и ведь он не мещанин какой-нибудь, стяжатель, а нормальный русский мужик, за которым нормальный бабы должны штабелями складываться. И ведь так и происходит.
Вот так и получилось, что полюбили друг друга два сильных, красивых человека, но абсолютно не знающих друг друга. И с первого же дня начались недоразумения. Поехали они на выходные в город в универмаг прикупить чего-нибудь в дом. Толя только что премию в 120 рублей получил, и все деньги Варе отдал. В универмаге они разошлись по разным отделам. Толя ходит для Вари пальто и платье подбирает, а она пошла в отдел культтоваров. Толик уже вроде присмотрел ей пальто, а тут Варя сверху спускается. Счастливая, ужас.
А дома - шаром кати. Еды никакой нет, так как подозреваю, что Варя и готовить не умеет и не знает о том, есть ли в доме хотя бы хлеб. А его нет. И денег нет. Зато есть магнитофон, можно записать и послушать свои голоса. То есть Варя прекрасный товарищ, душа коллектива, активная комсомолка, ответственный работник и семья для нее дело второстепенное. В отличие от мужа. Не такой семейной жизни он ожидал.
Фильм 1963 г., два года назад заявлена цель - построить к 1980 г. коммунизм. В коммунизме будут только самые лучшие. Вот и идет по стране поиск этих самых людей коммунистического завтра. Варвара Левчукова - одна из них, она не то что человек будущего, даже в коммунизме таких будет не так уж и много. У Варвары все для Родины, все для победы, все ради идеи. У нее на первом месте "человек человеку - друг, товарищ, и брат." Моральный Кодекс строителя Коммунизма - это ее руководство в повседневной жизни. А Анатолий большими категориями не мыслит, для него главное его семья, любимая жена, сын Василек. Иметь своим честным трудом удобное жилье, обстановку, жить не хуже других - вот его цель.
Для 1963 г. идейная Варвара воспринималась большинством зрителей как человек будущего, на которую надо равняться, а Анатолий - мелкая душонка, мещанин. А вот сейчас я половину фильма смеялся над Варвариными выходками. Только то, что ее играет в этом фильме очаровательнейшая Жанна Прохоренко, не позволило назвать ее героиню просто дурой - ребенок и ребенок неразумный. А Анатолий сегодня выглядит настоящим мужчиной, ответственным главой семьи. Хотя и съездил один раз по физиономии жене из ревности, не сдержался, довела, но ведь тут же извинился и пошел убивать "соперника".
А еще этот фильм надо смотреть из-за небольшого, в 2-3 минуты, шедевра с участием Татьяны Васильевны Дорониной. Она играет разбитную разведенку Клавдию Байдакову. Вот именно Клавдия - это женщина для Анатолия. Как-то проходя по улице увидел он, что какая-то старушка, замотанная платком, разгружает грузовик угля. для своей печки. Решил он старушке помочь. А там оказалась не старушка, а шикарная тридцатилетняя женщина, от которой по непонятной причине ушел муж, однозначный дурак. Разгрузил Толя 4 тонны угля, перетаскал в сарай, но в дом не пошел, хотя хозяйка и приглашала его руки помыть. А пришел он на следующий день, поругавшись в очередной раз с Варей. А у этой Клавдии всю в дому прибрано, аккуратно, вышивка собственноручная на диванчике висит:" Шути любя, но не люби шутя". Полный мещанский рай. И от нее самой исходят такие обволакивающие любовные флюиды, такая в ней призывность к этому самому, что Анатолию полный капец.
И даже целоваться они начали, и пошла Клавдия занавесочки на окне задернуть, но не смог Анатолий Варе изменить. Отпросился в сени водички попить и сбежал. Любит он Варю. Вот просто железный мужик.
Так вот, насчет патронов, и кто их вез. На стройке идет комсомольское собрание. Обсуждается личное дело комсомольца Феликса Фонякова. На стройке сломался экскаватор и в другой город на завод послали Феликса, чтобы он привез нужную шестеренку. А в городе он загулял с девушкой. На два дня загулял. И все это время рабочим пришлось долбить котлован вручную, до кровавых мозолей. Вот и обсуждается этот его проступок.
И вот этой фразой:" А если бы он вез патроны?", и смешным ответом на нее:"А если бы он вез макароны?" - авторы сценария сразу снижают до минимума весь пафос фильма, который показывает нам человека коммунистического будущего - Варю Левчукову. Для которой долг перед обществом и товарищами всегда на первом месте. Она всегда доставит и патроны, и макароны куда надо и вовремя. И ни семья, ни любовь к Анатолию этому не помешают. Но вот сказал гениальный Ролан Быков три раза эту фразу про патроны, а ему ответили про макароны, и вся Варина жизненная идеология стала выглядеть смешно. Вот какую подковырку под главную идею фильма заделали авторы.
А у Вари появился ухажер - сварщик-монтажник, как и она, Костя.
Но как и Анатолий, Варвара не поддалась искушению, хотя окружающие и подталкивают ее к разводу с мужем. "Разные у вас сердца. У тебя сердце вооот такое, а у него вот такусенькое." То есть опять намек на меркантильное мещанство Анатолия.
Финал картины открытый. Анатолий из ревности к Косте дал пощечину Варваре и ушел из дома. Все зависит только от него. Захочет - уйдет к Клавдии, захочет - вернется в Варе. И везде его примут. Клавдия с любовью, Варя из чувства товарищеской поддержки ближнему, оступился, надо помочь человеку перевоспитаться и стать настоящим строителем коммунизма.
Великолепный фильм, каждый найдет в нем для себя что-то незабываемое.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.