Найти в Дзене
Кибербомж 2021

Заброшенные пионерлагеря - призрак советской эпохи

К северу от Омска в сосновом бору умирают пионерлагеря. Мы с товарищем пошли туда в поход, чтобы запечатлеть то, что осталось от советского детства.

В поселке Чернолучье тесно от баз отдыха и больших коттеджей. Но по соседству с ними в мертвой тишине под старыми соснами догнивают останки двух пионерлагерей. Природа поглотила асфальтированные дорожки, а человеческая жадность сожрала все медные и алюминиевые кабели, проложенные между покосившимися корпусами.

Многие бы хотели вернуться в детства и провести лето в таком домике
Многие бы хотели вернуться в детства и провести лето в таком домике

Мы не знаем, есть ли в лагере "Искорка" охрана, и перелезаем через забор. С 80-литровым рюкзаком это настоящая акробатика. С первых шагов по "Искорке" я понимаю, что зря надел шорты: ноги моментально обжигаются крапивой и царапаются ветками.

Вдали слышатся голоса, но это не охрана, просто парень с девушкой решили поглазеть на осколок СССР. Мы не ищем встречи с ними и ускользаем в тень заброшенного кинотеатра. Некогда величественное здание разваливается на глазах, в бетонном потолке дыры, гнилой пол проваливается под ногами. В безмолвии стоят ряды кресел, а невидимые зрители созерцают плакат "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мир!", натянутый над сценой.

Рискуем, поднимаясь по осыпающейся лестнице на второй этаж. Нам открывается большая мозаика, удивительно хорошо сохранившаяся за десятилетия. А вот окнам кинотеатра не повезло: нет ни единого целого стекла. Оно хрустит под ногами, когда мы шагаем по проржавевшему балкону и спускаемся на улицу.

Прямо у кинотеатра приткнулись сказочные избушки, бревна до сих пор не сгнили. А рядом с ними высохший бассейн, в котором уже вырос небольшой лес. Если представить, как в нем тридцать лет назад плескались пионеры - становится как-то не по себе. Чем-то эта пустота и призрачность напоминает мне заброшенную деревню Князевку, в которую мы ходили прошлым летом.

Жилые корпуса хоть и облезли, но сохранили шарм ушедшей эпохи. На стенах кое-где атрибуты СССР: характерные плакаты, иногда - вырезанные серпы и молоты. Внутри корпусов полное запустение, местные жители вынесли всё, что могло пригодиться на дачах и дома. Местами, однако, находятся раритетные вещи: дисковые телефоны, ламповые телевизоры, советские радиодетали, а в складах чуть поодаль - целый большой бюст Ленина!

Мы методично обходим корпус за корпусом. Везде нас встречает пустота, похабные надписи на стенах, значки радиоактивной опасности. Тут когда-то проводили игры страйкболисты или ролевики, они наклеили эти стикеры для антуража. Пионерлагерь действительно напоминает локацию из компьютерной игры "Сталкер". Мы спускаемся даже в бомбоубежища - и в них горами навалены детские противогазы. Сейчас так о здоровье детей явно не заботятся, деньги на средства индивидуальной защиты не выделяют.

Останавливаемся передохнуть на большой деревянной лестнице, спускающейся к Иртышу. На перилах пятиконечные звезды. На беседке в верхней части лестницы место для портрета Ленина или герба СССР, но их то ли украли, то ли они отвалились. Вид открывается отличный: вдали река, на берегах рыбаки, кто-то жарит шашлыки у палаток, кто-то купается...

"Искорка" заканчивается старым забором, перед которым кто-то свалил в яму кучу пустых бутылок. Мы обходим преграду и по краю обрыва пробираемся дальше. Соседний пионерлагерь тоже заброшен, но его названия мы не знаем. Охраны, как нам показалось, не было.

И вновь пустота корпусов неестественная тишина. Кто любит постапокалипсис, игры "Метро 2033" и "Сталкер", кто хотел бы побывать в Припяти - вам определенно стоит наведаться в чернолучинские пионерлагеря. Эти места одновременно внушают грусть, тоску и боязнь.

В наше время вместо этих детей намалевали бы фиолетовых жирафов или телепузиков
В наше время вместо этих детей намалевали бы фиолетовых жирафов или телепузиков

Местные жители воруют металл. Об этом говорят свежие следы тракторов, которыми вытягивали из-под земли кабеля, витки обмотки, раскуроченные электрощитки и отвинченные агрегаты. В лагерях остается лишь то, что трудно достать, или ценность чего неочевидна. Например, неприметные радиодетали с драгоценными металлами внутри. Сейчас такое тоже не производят, экономят средства.

Говорят, радиолюбители скупают такие вещи чуть ли не по 2000 рублей за штуку
Говорят, радиолюбители скупают такие вещи чуть ли не по 2000 рублей за штуку

Повсюду в лагере наклеены таблички "Осторожно, злая собака!". Что ж, мы и правда передвигаемся осторожно и тихо, и никто не лает. Закончив с осмотром зданий, поворачиваем назад, чтобы поставить палатки в живописном месте под обрывом. И тут нас настигает пресловутая собака.

Лай останавливает нас, когда мы проходим вдоль берега. Тут же подтягиваются полуголые мужики, которые довольно вежливо интересуются, не заблудились ли мы. По-видимому, это охранники, которым нужно дать премию за зоркость:) Они заметили и услышали нас, лишь когда мы в упор подошли к ним и их лодке.

Нам позволяют убраться восвояси, но мы делаем это наиболее наглым способом - повторным проходом через лагерь. Пересекаем овраг под лай собак и, как партизаны, растворяемся в густом лесу. Вечером отмечаем удачный поход у костра на берегу, готовим суп с сосисками, фотографируем закат. Мы непременно вернемся в эти пионерлагеря, уж больно место атмосферное...