10.Гражданин Кейн
По общему признанию, это стало клише, но ни один список триумфов Уэллса не будет полным без его величайшего. Вопрос о том, лучший ли это когда-либо снятый фильм, всегда будет несколько субъективным, но никто не может возразить, что «Гражданин Кейн» - не самый влиятельный фильм из когда-либо созданных. После долгого периода междуцарствия, последовавшего за появлением звука, режиссер снова оказался в центре кинопроизводства и вдохновил всех, от Франсуа Трюффо до Стивена Спилберга, на создание фильмов, которые выражали - лучше или хуже - личное, авторское видение.
В то же время, просмотр фильма сегодня заставляет вас признать - отбросив всю шумиху - насколько он хорош на самом деле. Объединяя все приемы кино, разработанные за полвека существования этого вида искусства, он в полной мере использует все возможности письма, режиссуры, кинематографии и редактирования, используя уникальную способность кино управлять временем, чтобы рассказать историю. это одновременно и нелинейно, и, казалось бы, неуклонно движется к своему легендарному поворотному финалу.
Но один фактор, который часто упускается из виду при обсуждении фильма, - это собственная выдающаяся ведущая роль Уэллса. Пострадавший от утреннего кумира на протяжении всей истории выглядит дряхлой старостью, Кейн Уэллса - один из самых сложных персонажей, когда-либо появлявшихся на экране - одновременно и сочувствующий, и презренный. Для 25-летнего актера, которому также было поручено одновременно писать и направлять, это просто спектакль.
9.Война миров
Это так же легендарно, и не зря. Хотя радиоадаптация Уэллса 1938 года основополагающего рассказа Герберта Уэллса о межзвездном вторжении, возможно, и не вызвала той национальной паники, о которой писали газеты того времени, это остается поразительно оригинальным использованием драматического радио для манипулирования эмоциями и страхами аудитории.
Как и в случае с Кейном, Уэллс в полной мере использовал возможности своего медиума. Используя клише и знакомую структуру новостных репортажей по радио, Уэллс привлекает аудиторию, а затем пугает ее до чертиков, даже доходя до того, что прибегает к ужасному «мертвому воздуху», чтобы телеграфировать об уничтожении Нью-Йорка. аудитория, которая к тому времени, должно быть, дрожала рядом с их Филко.
Позже Уэллс пошутил, что все, кто попробовал тот же трюк, в результате попали в тюрьму, а он уехал в Голливуд. Его озорное чувство юмора намекало, что он получил худшее из этого. Тем не менее, это правда, что благодаря «Войне миров» Уэллс уехал в Голливуд - и не только это, но и получил самый щедрый контракт, когда-либо полученный режиссером. Сейчас, слушая трансляцию, эта, казалось бы, необъяснимая уступка приобретает гораздо больший смысл.
8.Вокруг света за 80 дней
Это одна из малоизвестных работ Уэллса, и, хотя это была кассовая катастрофа, уносившая Уэллса в финансовом отношении на долгие годы, эта адаптация любимой фантазии Жюля Верна как захватывающий сценический мюзикл - с песнями легендарного Коула Портера - была многие его коллеги хвалят его как типично амбициозный художественный триумф.
Его никогда не снимали, но современные отчеты описывают его как типично Веллезианское, прыжки во времени и пространстве в моменты, где места и персонажи появляются и исчезают так же плавно, как в кино. Известно, что не менее легендарный немецкий драматург Бертольт Брехт сказал, что это был величайший театр, который он когда-либо видел.
7.Гарри Лайм в фильме `` Третий человек ''
Еще один сильно разрекламированный триумф, который оправдывает его выставление счетов. Погрузившись в финансовую дыру в вышеупомянутом фильме «Вокруг света за 80 дней», Уэллс принял эту, казалось бы, второстепенную роль венского торговца черного рынка в «Третьем человеке» Кэрол Рид исключительно из-за денег и каким-то образом превратил ее в одно из самых знаменитых выступлений в кино. история.
На экране всего десять минут Гарри Лайм Уэллса является свидетельством его необычайной харизмы как актера. Его вступление по праву считается классическим - его лицо, освещенное внезапным лучом света в дверном проеме Вены, Уэллс отвечает озорной улыбкой, которой удается передать весь его персонаж за считанные секунды без единой строчки диалога. Не менее знаменита речь Лайма о «часах с кукушкой» (заключительные строки которой были написаны самим Уэллсом), в которой его персонаж настолько убедительно передает свое аморальное мировоззрение, что вы почти сами в этом почти уверены.
Уэллс самоуничижал роль в последующие годы, говоря, что всякий раз, когда о персонаже говорят постоянно в течение часа, когда он, наконец, появляется, тот, кто его играет, обязательно будет отмечен, независимо от того, насколько он плох; но ни один из тех, кто смотрит фильм, не может отрицать, насколько недооцененный дар Уэллса тонкости и манипуляций делает Лайм незабываемым персонажем.
6.Мозг Донована
В наши дни все поклоняются реализму, но более театральные стили игры имеют долгую и выдающуюся родословную, и нет никаких сомнений в том, что Уэллс обладал безупречным даром мелодрамы. Эта радиоспектакль, созданная для популярного сериала «Саспенс», показывает Уэллса в его самой великолепной форме.
Играя безжалостного ученого, разум которого медленно захватывает бестелесный мозг, который он оставил живым в банке, Уэллс просто поглощает все окружающие пейзажи, демонстрируя незабываемое маниакальное представление, в котором его голос и манеры иногда меняются от строчки к строчке и даже слово в слово.
Это кажется еще более необычным, если учесть, что это, вероятно, был просто еще один концерт между тем, что Уэллс считал более значительными и лучшими. Действительно, в какой-то момент Уэллс, очевидно, забывает свои реплики, на секунду пытается вернуться к сценарию, а затем уносится вперед, не пропуская ни секунды. Уэллс, возможно, давал более тонкие и реалистичные игры, но ни одно из них не было таким веселым.
5.Отелло
Это первая из нескольких адаптаций Шекспира в этом списке, и критики и зрители часто испытывают смешанные чувства по этому поводу. Некоторые считают, что это лучшая адаптация Шекспира из когда-либо снятых, в то время как другие думают, что это беспорядок, граничащий с бессвязностью.
Тем не менее, это триумф просто потому, что его вообще сделали. В 1949 году Уэллс получил поддержку, чтобы снять большую костюмированную эпопею из шекспировского «Отелло», и только что прибыл в Венецию, когда его финансисты ушли. Не испугавшись, он снимал фильм на свои собственные деньги в перерывах между выступлениями в течение двух лет, каким-то образом сумев сохранить вместе актеров и съемочную группу, одновременно делая снимки в Венеции и Марокко, когда мог.
Когда фильм был окончательно закончен в 1952 году, фильм часто получался разрозненным и резким, однако Отелло имел немалый успех, выиграв Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и получив в будущем репутацию одной из самых смелых адаптаций Уэллса Шекспира. . Это был также один из первых по-настоящему независимых фильмов звуковой эпохи, и он стал еще одним примером того, как Уэллс опередил свое время не только с точки зрения техники, но и во всем методе создания фильмов сложным, но по-настоящему бескомпромиссным образом.
4.«Черный» Макбет
Сам Уэллс назвал это величайшим триумфом в своей карьере; и это пришло рано. Ему едва исполнилось 20 лет, когда WPA Нового курса поставила Уэллса руководить постановкой шекспировского «Макбета» с афроамериканским актерским составом.
Намерение WPA состояло в том, чтобы просто нанять чернокожих актеров, потерявших работу из-за Великой депрессии, но Уэллс явно имел в виду более грандиозные планы. Как и во многих более поздних адаптациях, Уэллс привнес в классику агрессивный модернистский подход, перенеся Макбета на Гаити и превратив ведьм в жриц вуду.
О постановке ходят легенды, обычно сосредоточенные на доминирующем, а иногда и оскорбительном методе режиссуры Уэллса, а также на его не по годам развитой способности делать это, уговаривая, по общему мнению, экстраординарные выступления от актерского состава, в который входили многие непрофессиональные актеры.
Политические противоречия преследовали постановку повсюду. Антирасистские взгляды Уэллса были уже хорошо известны, и правая пресса назвала пьесу подрывной. В то же время левые пытались использовать эту проблему в своих целях, нападая на Уэллса за то, что тот устроил унизительное «шоу менестрелей». Напряжение нарастало настолько, что Уэллс подвергся физическому нападению после одной репетиции.
Однако, когда премьера состоялась, он получил всеобщее признание, получил похвалу как от черной, так и от белой аудитории, а Уэллс поднялся на вершину эстрады нью-йоркского театра. Впервые о ранее неизвестном Уэллсе назвали «мальчик-гений».
Есть несколько минут видеозаписи пьесы, которая дает дразнящий взгляд на визуальный апломб и высокую энергию, которую Уэллс привнес в пьесу, после того, как он выразил собственное желание поставить Шекспира с его «изначальной скоростью и жестокостью».
3.Юлий Цезарь
Во всяком случае, следующая шекспировская постановка Уэллса была еще более влиятельной. Работая со своей собственной труппой Mercury Theater, Уэллс взял пьесу трехсотлетней давности и превратил ее в крайне актуальное политическое заявление.
Перенося Юлия Цезаря в наши дни, Уэллс переделал пьесу как аллегорию фашизма, где его персонажи были одеты в военную форму, а скудные декорации пьесы в основном состоят из прожекторов, освещающих актеров снизу, повторяя схему освещения, используемую нацистами. пропаганда. В то же время он с радостной непочтительностью подошел к Шекспиру, разрезая легендарный диалог Барда в надежде спасти пьесу от ее долгой и унылой истории.
Кому-то он понравился, а кому-то не понравился, но постановка стала сенсацией и крестным отцом всех современных постановок Шекспира в американском театре. Видеозаписи пьесы не существует, и попытка Уэллса исполнить ее в радиоверсии сильно омрачена техническими проблемами; но оставшиеся неподвижные фотографии свидетельствуют о его поразительной визуальной силе.
2.Куранты в полночь
Это был последний полнометражный полнометражный фильм Уэллса, и, хотя заманчиво рассматривать его как обложку для гражданина Кейна, Уэллс придерживался другого мнения. В то время как он имел обыкновение говорить с Кейном публично, его не смущала его привязанность к курантам в полночь, которые он часто называл своим личным фаворитом.
Хотя Уэллсу было 50, когда он снялся, «Перезвоны в полночь» были проектом мечты, уходящим корнями в юные годы Уэллса. Смесь пяти исторических пьес Шекспира с рассеянным, веселым и трагическим рыцарем сэром Джоном Фальстафом в центре внимания Уэллса со школьных времен пытался воплотить в какой-то форме.
Все попытки до этого провалились. Съемки в Испании с небольшим бюджетом, Уэллсу удалось сделать забавный, визуально красивый и, в конечном счете, слезоточивый трибьют Фальстафу - его любимому персонажу во всей литературе. Проще говоря, это потрясающий фильм, демонстрирующий интенсивность и новаторство, достойные гораздо более молодого человека.
В частности, он содержит одну из самых влиятельных сцен в истории кино. Частично снятый на ручные камеры и - что необычно для того времени - в замедленной съемке, Уэллс превращает средневековую битву в видение пропитанной грязью, жестоко кровавой современной войны. Он настолько силен, что вы едва дышите во время игры; и он оказал большое влияние на таких знаменитых режиссеров, как Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола.
В то же время одна из лучших частей фильма - исполнение самого Уэллса в роли Фальстафа. В нем показаны все его таланты в комедии, мелодраме и трагедии, и когда суррогатный сын Фальстафа принц Хэл, наконец, отвергает стареющего рыцаря («Я не знаю тебя, старик. Прислушайся к твоим молитвам»), тихие слезы Уэллса отмечают одну из кинематографических слез. самые сильные драматические моменты.
1.Речь AFI о жизненных достижениях
Возможно, чтобы компенсировать предыдущее жестокое обращение, возможно, из-за лоббирования таких друзей, как Чарльтон Хестон, в 1975 году Уэллс получил награду за заслуги перед жизнью от Американского института кино. В надежде использовать эту возможность для привлечения внимания и финансовой поддержки для своего незаконченного фильма «The Другая сторона ветра, все еще жизнерадостный Уэллс, вошел в нее со своим обычным зрелищем, просматривая отрывки из «Ветра» и тонко напоминая публике об их частой неудаче в поддержке подобных усилий в прошлом. Но когда пришло время выступить с большой речью, мероприятие превратилось в нечто большее.
Большинство таких речей - сентиментальное восхваление карьеры, жизнеспособность которой уходит далеко в прошлое, но Уэллс превратил их в вызывающее повторение своего иконоборческого подхода к своей жизни и своему искусству. Иногда красноречиво, смешно, мрачно и самоуничижительно («Как режиссер, например, я плачу себе за свою актерскую работу. Я использую свою собственную работу, чтобы субсидировать свою работу. Другими словами, я сумасшедший») , он закончил тем, что отстаивал ту художественную независимость, которую он достиг такой ценой для себя и своей карьеры.
«Эту честь, - сказал он, - я могу принять только от имени всех индивидуалистов. Индивидуалист может пойти своим путем, но он не думает, что это единственный способ, или когда-либо заявляет, что он лучший, кроме, может быть, для себя ... Это факт, что многие из фильмов, которые вы видели сегодня вечером, никогда не могли быть сняты. в противном случае; а если иначе, ну, они могли бы быть лучше, но уж точно не были бы моими. По правде говоря, я не верю, что этот великий вечер когда-либо осветил бы мою жизнь, если бы не это: мое особое противоречие ».
Уэллс прожил еще почти десять лет в том же тряпичном и бескомпромиссном стиле, который был у него прежде. Когда он умер, к нему пришли хвала и обожание, которые часто ускользали от него в жизни, а также большая часть двойственного разочарования, с которым он сталкивался всю свою жизнь. Но, как ни странно, это выступление остается самым известным и любимым подведением итогов его уникального наследия. Когда все было кончено, выяснилось, что Уэллсу в типично озорной манере удалось написать собственную эпитафию.