Найти тему
Валентиниана

Императорский бал в честь победы над Наполеоном

Оглавление

В Розовом павильоне состоялась торжественная встреча с победителем и освободителем Европы – Александром I . Так, Мария Федоровна решила устроить в Розовом павильоне праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном.

Праздник состоялся 27 июля 1814 г. Он должен был состояться 26 июля, но его отменили из-за дождя. С раннего утра 27 июля немного хмурилось небо, но ветер разогнал тучи,и выглянуло июльское солнце. К Розовому павильону, возведённому в 1807 — 1812 годах по проекту знаменитого архитектора А. Воронихина, был пристроен Танцевальный зал, авторами которого стали — К. Росси и П. Гонзаго. Всего за три недели была воздвигнута рядом с Розовым павильоном танцевальная зала и расписаны декорации на природе. Танцевальный зал с балконом украсили сверху донизу гирляндами из роз. Розами были украшены даже тяжелые хрустальные люстры, горевшие тысячами свечей. Люстры сверкали тысячами хрустальных огоньков.

На балу присутствовали лицеисты и был среди них Александр Пушкин. Лицеисты в сопровождении гувернеров Ильи Степановича Пилецкого и Фотия Петровича Калинича, во главе с надзирателем Фроловым пришли из Царского Села. Лицеисты скромно теснились на галерее, окружавшей залу. Воздух был пропитан запахом роз, смешанного с запахом теплого воска. Все взоры гостей были устремлены на государя. Александр был в красном кавалергардском мундире, его окружали блестящая гвардейская молодежь. Все они были в эполетах и аксельбантах, и только вернулись на родину из Парижа с лаврами победителей.

В Павловске между дворцом и Розовым павильоном были устроены Триумфальные ворота из живой зелени. Они были маленького размера, что с трудом можно было представить, как в них мог въехать всадник на лошади. Но в них проезжал государь, возвращаясь из Парижа. Наверху ворот, были начертаны золотом два стиха: "Тебя, текуща ныне с бою. Врата победны не вместят!". И это очень развеселило Александра Пушкина и других лицеистов.

Декорации и Триумфальные ворота, были созданы из живой зелени. Задняя стена декораций, которую временно поставили на поле, представляла окрестности Парижа и Монмартра с его ветряными мельницами работы декоратора императорских театров Пьетро Гонзаго. Он был и ранее известен своими декорациями в Венеции, в Риме. Из Италии его пригласил в Россию еще в конце царствования Павла князь Юсупов. Потом он много лет работал в Петербурге, а потом в Павловске у вдовствующей матушки-императрицы создавал прекрасные ландшафты.

С другой стороны поля расположилась русская деревня, написанная как настоящая. Только подойдя ближе зрители смогли понять, что и господская усадьба, и крестьянские избы, крытые соломой, и церковь с синим куполом написаны на огромном холсте. Перед павильоном на фоне иллюзорной декорации, изображавшей русскую деревню, написанной П.Гонзага, выступали хоры исполнявшие гимны и оды в честь царя-победителя. Эти декорации, созданные на свежем воздухе и открытом пространстве, на фоне пейзажей Павловского парка, погружали всех присутствующих в сельский уголок с якобы реальными постройками. Здесь разыгрывалось торжественное представление встречи народом Российский войск победителей.

Открыли бюст государя в зеленой беседке. Хор подошел к бюсту императора и запел:

Обложим вкруг, друзья, цветами
Мы образ нашего царя.
Его бессмертия заря
Венчает яркими лучами.

На лугу также находились крепостные актрисы графа Толстого, которых тоже привезли на празднество. А.С. Пушкин увидел Наталью среди графской театральной труппы, где она была примой. Она была в круглой шляпке с широкими атласными лентами и очень нравилась юному Александру Пушкину.

Сегодня можно прочитать публикацию дневниковых записей Анны Григорьевны Хомутовой под названием "Записки" и представляет собой выдержки из этих самых дневников. (Из записок А.Г. Хомутовой, Русский Архив, № 7, 1867 г., с. 1059-1064).

«Лето проходило в надежде скоро увидеть императора, и мы пользовались удовольствиями, предлагаемыми временем года...Демидовы, жившие на даче графини Лаваль, давали всякий четверг веселые балы. На одном из этих балов поднялся необыкновенный шум и дошел до террасы, где я отдыхала после нескольких кадрилей...
На другой день утро было пасмурно, но день разгулялся, и в 6 часов все собрались в розовом павильоне /В Павловске/, к которому пристроили танцевальную залу, украшенную гирляндами и люстрами из роз. Праздник начался театром, разделенным на четыре части... Начался бал, прерванный прекрасным фейерверком. Шифр императора горел в золотом раме. Пошли опять танцевать. Император пригласил на экосез графиню Пушкину, а на кадриль Софью Саблукову. Ужинали в павильоне мира, а все военные в палатке, украшенной трофеями».

Хвалебные гимны и кантаты в честь победителя, фейерверк и стрельба из пушек сделали это событие особенно праздничным и знаменательным.

Существует красивая легенда о том, что на этом участке с разрешения Александра I его флигель-адъютант князь Багратион, построил флигель . В будущем Багратион стал героем войны 1812 г. Он построил небольшой домик, предназначенный для хранения и разведения роз, которые ежедневно преподносил даме своего сердца, одной из фрейлин императрицы. Позднее Мария Федоровна выкупила этот участок и повелела соорудить на нем Розовый павильон. Розовый павильон со всех сторон был окружен розами редких сортов.