Найти тему
10,5K подписчиков

В год Победы американцы сняли сказку про ковбоев

В 1945 году в США вышел вестерн “Сан-Антонио”. Пожалуй, обращение к событиям 1870-х годов выглядит не слишком ожидаемым, если учесть, какие события творились в мире в год появления ленты. Но война войной, а кассовые сборы по расписанию. Ковбойская сказочка не случайно снята в цвете. Чем ярче на экране, тем проще отвлечься от серой жизни.

Кадр из "Сан-Антонио"
Кадр из "Сан-Антонио"

Это далеко не первый цветной вестерн. Самый ранний пример, который мне удалось отыскать, был снят еще в 1912 году. Разумеется, в оригинале фильм “Восток и Запад” монохромный, но раскрашен вручную.

Но вернемся к нашим бара... к нашим быкам. В центре сюжета махинации со скотом. Богач Рой Стюарт сколотил состояние на угоне коров у законных владельцев. Положить конец бесчинствам должен Клэй Хардин. Не очень замысловато. Да и все остальное в фильме столь же прямолинейно. Операторская работа без изысков. Диалоги не отличаются остроумием. Актерская игра больше построена на типажах. Главный герой - красавчик с модными усиками. Главный злодей - без усиков. Певичка хороша собой, ее антрепренер (не путать с сутенером, хотя дело и на Диком Западе) - глупый толстяк. Друг героя-любовника - слегка мрачен и потрепан жизнью. Играть тут совершенно нечего, достаточно просто произносить тексты и надеяться на артистизм лошадей.

Кадр из "Сан-Антонио"
Кадр из "Сан-Антонио"

Конные трюки, кстати, неплохи. В конце скакун с двумя борющимися седоками прыгает с разбега в воду. Боевых сцен немного. Это вестерн с элементами детектива и мелодрамы. Впрочем, все линии выражены слабо.

Кадр из "Сан-Антонио"
Кадр из "Сан-Антонио"

Вот мы и приходим к тому, что снятый за значительные деньги (цветная пленка все-таки) фильм оказался проходным. Он даже получил две номинации на “Оскар”: за лучшие декорации и лучшую песню. С первым еще понятно. Пришлось построить целый городок. А вот музыкальная пауза - это боль. Когда слышишь эту музыку, то полное ощущение, что тебе ее включали уже не раз. Если вспомните старые мультфильмы Диснея или ранние выпуски “Тома и Джерри”, то там точно такие же заунывные мотивы. Мелодии в американских фильмах середины прошлого века поразительно однообразны.

Кадр из "Сан-Антонио"
Кадр из "Сан-Антонио"

Я рассказываю о “Сан-Антонио” совсем не с целью порекомендовать его для просмотра. Скорее предостеречь. Сколько-то интересен он может быть лишь для того, чтобы проследить историю развития вестерна - крайне своеобразного жанра, которому я часто уделяю внимание. Фильм показателен тем, что без хорошей литературной основы - собственно, истории, которую рассказывают средствами кино, - получается тоска. Поэтому даже черно-белые ленты с более талантливыми сценариями сегодня смотрятся лучше, чем яркие, но пустые картины с “Техниколором”.

Читайте также: Фильм, получивший приз Канн с 63-летней задержкой