Индивидуалист или индивидуальность – кто нам нужен? Почему нам приходится выбирать их этих двух?
Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, почётный профессор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, почётный профессор Минского государственного лингвистического университета Ефим Пассов уверен, что главная причина – это ложные цели образования: считается, что его «продуктом» должен стать человек компетентный, успешный, конкурентоспособный и т. п. Вторая – зачастую низкий уровень профессиональной подготовки учителя. И как следствие – недовольство родителей школой и результатами её работы.
При попустительстве государства
- Именно недовольство школой толкает некоторых родителей на то, чтобы либо проходить курс школы повторно, так сказать, «помогая» ребёнку, а по сути выполняя за него задания, либо нанимать репетиторов, в ущерб финансам семьи, а главное – в ущерб воспитанию ребёнка, - говорит Ефим Израилевич. - Радикально настроенные родители готовы даже, пользуясь попустительством государства, забрать ребёнка из школы для так называемого домашнего образования.
- А разве это не логично? Родитель, как может, выходит из создавшейся ситуации, он отстаивает интересы ребёнка.
- Понять родителя я могу, но принять его позицию категорически не соглашусь. Как часто наша любовь и забота приносят непоправимый вред! Поэтому и возникает вопрос: кого мы хотим вырастить – индивидуалиста или индивидуальность? Между этими понятиями – пропасть.
Ефим Пассов считает, что при всей неопределённости толкования и единства этимологических корней данных понятий человек-индивидуалист и человек-индивидуальность – антиподы. Принципиальное их различие лежит в плоскости взаимоотношений человека и общества. Индивидуалист исповедует нравственный принцип приоритета интересов человека над интересами общества.
Индивидуальность, не отрекаясь от своих интересов, руководствуется прежде всего интересами социума (семьи, коллектива, общества), страны, государства.
- В чём же вы видите попустительство государства?
- Вполне логично предположить, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы каждый живущий в стране был её подлинным гражданином. А стать таковым вне организованной и целенаправленной системы образования вряд ли возможно, во всяком случае, для меня это сомнительно. Именно поэтому я рассматриваю официальное разрешение на некое домашнее образование как попустительство, как недальновидность, это противоречит задачам государства и общества. Люди – не сорная трава, растущая где угодно и кое-как, а ценный злак, требующий агрономических знаний, благодатной почвы и постоянного и заботливого ухода. Найдёт ли ребёнок всё это в современных семьях при их состоянии и нравственном уровне? Полагаю, что нет. Почему же всё-таки такое разрешение дано? Думаю, что в угоду либералистскому пониманию свободы как «свободы от…», а не «свободы для…». К чему приводит такая свобода без ответственности, в последние годы наглядно показывает поведение не только молодёжи, но и людей среднего поколения. Кто подсчитает урон общества от наличия в нём индивидуалистов?!
Процесс создания полноценного Человека
Ефим Израилевич уверен, что, забирая своего ребёнка из школы, родители не задумываются над тем, кого они хотят вырастить: индивидуалиста или индивидуальность? А зря!
- Человек – существо социальное, - говорит Ефим Пассов. - И полноценным Человеком он может стать только благодаря своей жизнедеятельности в социуме, среди людей, благодаря общению с ними. Только через процесс социализации он воспитывается, развивается, познаёт мир и научается чему-либо. Ту же функцию социализации выполняет и система образования, в процессе которого, если оно подлинное, растущий человек и воспитывается, и развивается, и познаёт мир, и научается чему-либо. Именно так он становится индивидуальностью, т. е. человеком нравственным, интеллектуальным и умелым. Он понимает, что он – часть этого общества, неотъемлемая часть, что он необходим обществу, как общество необходимо ему.
А индивидуалист в любом случае останется индивидуалистом. И когда он, благодаря родителям, станет на ноги и найдёт своё место в жизни, вспомнит ли он, что общество нуждается в нём, вспомнит ли он о своих престарелых родителях, нуждающихся в его помощи? Тем более, если у самого не всё будет в порядке? Индивидуалист – ненадёжная опора ни для семьи, ни для государства.
«Наше образование не стало суверенным»
- Хорошо, но обеспечит ли школа ребёнку процесс становления индивидуальностью?
- Однозначного ответа нет. Всё зависит от того – и здесь я вынужден вернуться к началу моих размышлений, - как понимает школа цель образования и каков уровень профессиональной подготовки учителя. На сегодняшний день, к сожалению, нужно констатировать, что образовательная политика в нашей стране уподоблена западному образцу, что является причиной атомизации общества, т. е. практически его распада. Социологи давно заметили такое явление. Разве это не опасно для судьбы России, если учесть отношение к ней так называемого цивилизованного Запада? Вот такой парадокс: Российское государство стало, слава Богу, суверенным, а образование – увы, нет. Тем не менее, пока ещё живёт и работает поколение советских учителей, понимающих образование как важнейшую сферу сотворения нравственных, интеллектуальных и умелых индивидуальностей, есть и немало молодых учителей, принявших этот подход на вооружение. Вопреки формальным установкам министерства, они выполняют свой профессиональный и гражданский долг. В частности, это касается принципа индивидуализации, который неукоснительно соблюдался в классе, когда одним из главных требований к учителю было соблюдение этого принципа.
«Забудьте об образовательных услугах»
- Что же можно посоветовать родителям, учитывая все обстоятельства?
- Если родители хотят, чтобы в классе торжествовал не бухгалтерский подход, а индивидуальный, учителям нужно помочь.
Во-первых, забыть о том, что учитель оказывает образовательные услуги. Он не парикмахер, не сапожник и не портной, к которым можно предъявлять претензии. Вы с ним – союзники в деле созидания индивидуальности вашего ребенка.
Во-вторых, не торопитесь с решением лишить ребёнка необходимого для него социума. Сначала разберитесь с причинами вашего недовольства школой. Причина может быть не только в учителе, но и в ребёнке, и в вас. Определение конкретной причины – основа правильного решения.
В-третьих, если вы склоняетесь к переводу ребёнка в другую школу, посоветуйтесь с профессионалами – педагогом, психологом. Если вы всё же решили перевести ребёнка на домашнее воспитание, тем более посоветуйтесь со специалистами и другими родителями.
В любом случае совершаемая вами процедура не должна носить скандальный характер. Ребёнку следует объяснить ваше решение с учётом его интересов и психологического состояния, иначе вы нанесёте ребёнку непоправимый вред.
Ещё педагогическое:
Почему важно проверить, есть ли на учителе рейтузы
Классный руководитель за два килограмма колбасы
Ставьте лайк, делитесь с друзьями в соцсетях!
Подписывайтесь на наш канал "Пространство для жизни"