Найти тему
Татьяна Одинцова

Лейла Бедирхан: Я-Курдянка.

Лейла Бедирхан
Лейла Бедирхан

Лейла Бедирхан (Лейла Бедерхан)-«Курдская принцесса», «Курдская звезда» - как нарекли её авторы изданий и взыскательные театральные критики Запада. Первая всемирно известная курдская танцовщица. Женщина, ставшая иконой танца и живым воплощением начала новой эпохи хореографического искусства. Лейла Бедирхан – преисполненная загадки и поразившая мир культуры смелостью своего виденья-стала новым словом в танцевальном искусстве. Она стояла у истоков революционных трансформаций мировой классической хореографии первой половины ХХ века. Образы, рождённые её фантазией и мастерством перевоплощения - чарующие, мистические, чувственные – околдовывали и завораживали публику. Зрители, затаив дыхание, следили за магическими движениями рук, прислушивались к лёгкому шелесту причудливых костюмов небывалой красоты. Стоило музыке стихнуть, и изумлённый зрительский зал взрывался шквалом нескончаемых бурных аплодисментов, едва дождавшись паузы. Ей рукоплескали лучшие залы Европы, а афиши с именем Лейлы Бедирхан, буквально, полыхали от вспышек фотоаппаратов. Даже сейчас, спустя почти столетие, при взгляде на старые фотографии, кажется, будто на сцене происходит настоящее волшебство.

Бегущая в потоке ритмов, нежно и грациозно склоняющая голову, застывшая в пронзительном изгибе, парящая в лёгком прыжке, тающая в объятиях длинных шёлковых одеяний... Пленительная магия танца, запечатлённая на ретро снимках, погружает в иллюзию: ещё миг – и из полумрака сцены донесутся звуки музыки, на тонких пальцах царственной красавицы оживёт чудо, всколыхнутся её плечи, и в сплетении рук снова явится миру нечто прекрасное. Свобода и глубина мысли Лейлы Бедирхан не ограничивались пространством сцены. Именно поэтому образ талантливой танцовщицы для курдских женщин современности неразрывно связан с её Родиной и с той победой, которую она одержала, не отказавшись от мечты под давлением патриархальных взглядов. Кем была «Курдская звезда», получившая всемирное признание и ставшая частью культурной истории Курдистана, проведя в вынужденной миграции почти всю свою жизнь?..

Лейла Бедирхан

Лейла Бедирхан родилась в Константинополе в 1908 году. Родители - Генриетта и Абдурезак Бедирхан - принадлежали к благородному и могущественному курдскому роду Бедирхан. Под давлением обстоятельств, вызванных политической смутой и внутренней нестабильностью государства, семья покинула родные земли и переехала сначала в Константинополь, а затем - в Египет по причине усиливающихся гонений против курдов. Детство Лейлы Бедирхан проходило в аристократической среде. Девочка получала образование и воспитывалась в любви и уважении к национальной традиции. Безусловно, это повлияло на развитие патриотической стороны её личности. После смерти отца Лейла Бедирхан вместе с матерью уехали в Вену, где будущая «Курдская звезда» знакомится с классической хореографией. Ещё будучи ученицей балетной школы, начинающая танцовщица формирует свой собственный стиль и манеру, вдохновляясь разнообразием ближневосточного фольклора. Лейла Бедирхан всегда гордилась курдской культурной традицией, что впоследствии ярко выразилось в стремлении подчеркнуть исторические корни постановок, посвящённых образам Курдистана. В 1930 году в Париже она вышла замуж за Анри Туака. В браке родилась дочь – Невин Солх. Замужество и семейная жизнь не стали преградой для творчества. Балерина продолжила искать новые формы исполнения, охваченная идеей поиска естественности и свободы. Там же в Париже ей предстояло овладеть техникой обрядовых танцев персидских и индийских народов. Этот опыт напитал сценические образы мистицизмом и придал исполнению оттенок интуитивности. Лейла Бедирхан выступала с программой во Франции, в Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Египте и США.

Лейла Бедирхан стала блистательной звездой Парижа. Ею восхищались ведущие французские издания того времени. Жорж Мусси «Le Figaro», Пьер Вольф «La Liberte», Кэрол Берардо «Echo de Paris», Маурис Имберто ,«La Semaine de Paris» и «Les Debats», Ж. Баурди «Guide Muzikal», Л. Хюмберт «Le Monde de Musical» и многие другие посвящали «Курдской Принцессе» свои статьи.

«Я первая курдская женщина, которая танцует в La Skala» - говорила Лейла Бедирхан. В каждом интервью, если её называли «арабской» или «персидской» женщиной, она поправляла: «Я курдянка».

19 декабря 1932 года во время интервью для газеты «Париж Миди» Лейла Бедирхан представилась как «dotmîra kurd» (дочь курдского князя) и поведала о своей судьбе:

«Я не перс. Я курд. Мой отец - наследный принц Курдистана, что находится между Турцией, Ираном и Сирией. Но после оккупации Курдистана наши независимые княжества были разрушены, а правящие династии расселены. Я родилась в Константинополе. Когда я была ещё совсем маленькой девочкой, нашей семье пришлось переехать в Египет. Там и проходило моё детство».

В период упадка курских княжеств в кострах турецких националистов сжигались архивы, уничтожались любые упоминания о курдах, свидетельствующие о былом величии Курдистана. Летопись региона заново переписывали те, кому была предоставлена почти неограниченная власть. В связи с этим слова Лейлы Бедирхан-прославленного деятеля культуры-несли особую ценность: они представляли Курдистан широкому кругу общественности, возвращая к его репрессированной истории и раскрывая суть трагедии курдского народа. Стоит отметить, сказанное ею не утратило актуальности спустя долгие десятилетия. Исследователи биографии Лейлы Бедирхан считают, что её эмоциональное переживание своей принадлежности, выраженное в творчестве, и стремление заявить о себе как о курдской женщине способствовало становлению национальной идентичности и росту патриотического чувства в подавляемом курдском обществе. Танец стал орудием защиты интересов курдского наследия, значимым вкладом в его сохранение и развитие. Успех исполнительского искусства позволил продемонстрировать многообразие живой культурной традиции на международном уровне.

23 января 1932 года Лейла Бедирхан предстала в роли царицы Савской в балете «Белкис-царица Савская», музыку к которому написал итальянский композитор Отторино Респиги. Партию царя Соломона исполнил Дэвид Личин. Над постановкой хореографии работал Леонид Мясин. В театральных архивах Милана сохранились опубликованные в честь премьеры материалы. По оценке критиков балет явил собой новое слово и стал одним из самых успешных произведений того времени.

Лейла Бедирхан

Выступление Лейлы Бедирхан в Египте – масштабное и красочное действие – прошло на фоне древнейшей скульптуры Большого Сфинкса в Гизе. Насыщенный синтез хореографии, вобравший в себя элементы курдских, египетских и ассирийских танцев, покорил зрителя силой индивидуальности. Для революционных трансформаций в хореографии начала ХХ века это был настоящий прорыв. Музыка, танец, естественная декорация утратили свою самостоятельность: в слиянии атмосферы и живого действия на сцене рождалась та самая природность и открытость, которую искали хореографы-реформаторы 30-х годов.

Лейла Бедирхан

30 мая 1935 года Лейла Бедирхан танцевала в Центре Марселино Бертело в Париже. Позже зрителю было представлено ещё пять спектаклей с её участием. Оркестром руководил Морис Нагиар. В том же году курдская балерина вышла на сцену La Grande Salle.

Курдские танцы были родным языком Лейлы Бедирхан. Они определяли основу её особой пластики. Включая в художественную ткань хореографии различные стили и направления и переплетая их с курдской техникой, танцовщица добивалась исключительной многогранности.

В одном из интервью Лейла Бедирхан пояснила: «Я не разучиваю свои танцы-я танцую интуитивно. Источники моих танцев неспецифичны, когда я танцую, то не очень задействую бёдра, если честно, то больше использую ноги и корпус».

В знак преданности и любви к своим культурным корням Лейла Бедирхан создаёт постановки, вобравшие в себя образы, навеянные традицией Курдистана: «Персидский Эстамп» («Персидский штамп»), «Иероглифы», «Дилан» («Курдский танец»), «Курдский воин», «Тэф», «Дрюза» («Танец Рази»), «Фаллахин». Восхищённый искусством Лейлы Бедирхан известный французский художник Жан Таргет написал картину «Лейла, танцующая курдский танец».

Потребность к непрерывному саморазвитию отразилась не только в танце, Лейла Бедирхан, помимо курдского, разговаривала на шести языках и была увлечена миром искусства во всём его разнообразии. Общественная деятельность также не ограничивалась популяризацией курдской культуры. 16 марта 1940 года Лейла Бедирхан приняла участие в мероприятии, посвящённому памяти погибших от землетрясения в Эрзинджане (Северный Курдистан) в 1939 году.

Известная в мировой прессе под именем «Курдская принцесса» Лейла Бедирхан на протяжении многих лет противостояла стереотипам, закрепощающим женщину Ближнего Востока. Несмотря на исключительные достижения в сфере искусства, она подвергалась негативной критике со стороны мужчин своего рода. Предрассудки, навязанные архаичными системами, не отвратили будущую звезду от пути самореализации и обретения высокого положения. Вопреки осуждениям, курдянка благородного происхождения пошла против мнения членов семьи и сделала танец целью своей жизни. Страсть, охватившая её ещё с детства, стала частью тех убеждений, которым Лейла Бедирхан осталась верна до последнего дня. Талант открыл перед ней горизонты, казалось бы, недосягаемые для курдской женщины в европейском обществе того периода. О судьбе и творчестве «Курдской звезды» написано множество книг и статей. В 2015 году Культурный центр Месопотамия представил зрителю танцевальный спектакль-биографию «Лейла». Особое внимание в сюжетной линии было уделено взаимоотношениям балерины с отцом, с мужем.

Лейла Бедирхан умерла 26 декабря 1986 года в Монтобане во Франции. Великая танцовщица не смогла вернуться в Курдистан, но навсегда вошла в его историю как деятель искусства и как олицетворение женской борьбы против патриархального сознания.

АВТОР: ТАТЬЯНА ОДИНЦОВА