"Верни мне мой 2010-ый!". Экскурс в историю
2010-ый год в истории рок и метал-музыки остался богатым на события. Вот лишь некоторых из них:
Главная метал-дива нулевых Тарья Турунен фитанула с гитарным богом Джо Сатриани; Оззи Озборн помирился с Томи Айомми (мало кто сегодня помнит о судебном процессе между ними за права на имя Black Sabbath); Джими Хендрикс был введён в зал славы; после отсидки со своим Burzum вернулся в блэк-метал Варг Викернес; Anthrax воссоединились с Джо Беладонной; норвежцы Keep Of Kalessin прогремели на отборе конкурса «Евровидение-2010»; распались Nevermore и Theatre Of Tragedy, а Voivod, Autopsy и Soundgarden наоборот - воссоединились; умер Ронни Джеймс Дио, а Нергал из Behemoth заболел лейкемией.
За что 2010-ому - в отличие от 2000-го - уже стоит сказать спасибо, так это за то, что он дал новый вектор развития музыки без пафоса "наступления нового тысячелетия" и пустопорожней рефлексии по этому поводу, которыми на рубеже тысячелетий кто только не баловался – от наших русских рокеров ("Звёзды 3000" Смысловых Галлюцинаций и Мумий Тролля с их "Владивостоком") до какого-нибудь “Chant for Ezkaton 2000” тех же Behemoth. В поиске на музыкальных площадках число 2000 лучше не набирать вообще - можно открыть портал в ад.
Symphonic Black Metal (и всё, что около него) в 2010-ом:
Десятый год выдался знаменательным и для симфо-блэка. В жанре воистину произошли сдвиги, подобные тектоническим. Оглядываться на это сегодня из унылого 2020-го немного больно:
- Dimmu Borgir выпустили взорвавшую тысячи пятых точек “Абракадабру”.
- Выпустив “Death Came Through A Phantom Ship”, ещё громче заявили о себе голландцы Carach Angren, которые тогда были ещё набирающими ход новичками, а сегодня стали маститыми ветеранами стиля. По весьма спорному мнению многих, в 2010-ом они выпустили либо лучший, либо последний хороший альбом вообще.
- Бельгийцы Lemuria подарили нам один их лучших концептуальных альбомов в жанре – “Chanson de la Croisade”. О нём, я надеюсь, мы поговорим подробнее 13 ноября, в день десятилетия альбома.
- В 2010-ом впервые заявил о себе целый ворох молодых и перспективных групп: Old Corpse Road, Advent Fog, Dark End, Hymir, Hollow, Saturnian, Neron Kaisar, Eosphorus, Qharinth, Acacia, Zorormr, Antichton, Istapp, Erimha, Tenebrion… 10 лет спустя интересно смотреть на то, какие группы остались в строю, а какие – канули в небытие (спойлер: последних – большинство).
Выпустили новый альбом и классики жанра Cradle Of Filth…
1 ноября 2020 года этому релизу исполнилось 10 лет. Я предлагаю выяснить, почему эта работа является одной из самых знаковых и одновременно недооцененных пластинок, а главное - стратегически важной, определившей всё последующее развитие группы.
Как это было
Для записи нового альбома группа выбрала новое для себя место в английской деревушке Саффолк, на студии Monkey Puzzle (минутка эрудиции - интересно, что “Monkey Puzzle Tree” является английским названием хвойного дерева Араукарии чилийской) в гостях у продюсера Скотта Аткинса, с которым группа работает до сих пор.
Достоинство новой студии прежде всего состояло в том, что она находилась всего в 20 минутах езды на автомобиле от Ипсвича, места проживания большей части группы на тот момент. Это позволило группе не запираться в студии с полным проживанием за тридевять земель и иметь возможность отдыхать дома.
В каждом втором интервью в поддержку "Darkly..." гитарист и основной композитор коллектива Пол Аллендер отмечал свою любовь к английской деревне и удобство подобного расположения нового места работы:
"До студии, находящейся в другом графстве, я лично добираюсь на машине за 20 минут. Это действительно очень удобно".
Командная работа
Если большая часть музыки на “Godspeed…”, предыдущем релизе крэдлов, была написана Полом, то на “Darkly…” к нему присоединились остальные инструменталисты, что не могло не сказаться на качестве и разнообразии материала.
Я был доволен работой на предыдущем альбоме, но в этот раз альбом не должен был звучать так, как будто его написал один человек.
Факт работы всей группы зафиксирован и на самих пластинках: можно ощутить большую разницу между "All music written by Paul Allender, Mark Newby-Robson (клавишник и специалист по оркестровым аранжировкам), and Cradle of Filth" на "Godspeed..." (2008) и "All music written by Paul Allender, James McIlroy, Mark Newby-Robson, Ashley Ellyllon, Dave Pybus and Martin Skaroupka" на "Darkly..." (2010).
Выбор концепции альбома
Изначально альбом не планировался, как концептуальный - Пол набрасывал композиции, которые не были в его восприятии никоим образом связаны. Затем Дэни Филт поведал ему свою идею о первой жене Адама и демонице Лилит. Так альбом обрёл свою историю...
Интересно, что "набором страшилок", каким изначально задумывался "Venus Aversa", стал следующий альбом группы, "The Manticore and Other Horrors".
Предыдущее повествование о серийном убийце Жиле де Ре не возымел особой популярности у поклонников крэдлов, так что Дэни решил не рисковать и выбрать более надёжный вариант. Да и работать с мифологичной Лилит гораздо проще, чем с историей реально существовавшего персонажа. Другими словами, красотка Лилит оказалась более гибкой в плане интерпретации.
Вышло отлично, и с тех пор Дэни в выборе концепции больше не ошибался, предпочитая более доступные и расхожие сюжеты и сеттинги громоздким и неповоротливым историям.
В 2021 году выходит новый альбом - посмотрим, какую тему в своей лирике затронет Филт на этот раз.
Первый альбом без интерлюдий и лишней болтовни
На этом альбоме группа рассталась с Дугласом Брэдли, который выполнял роль рассказчика на предыдущих работах. После 8 лет сотрудничества и четырех записанных альбомов музыкантам к 2010-ому году стало понятно, что декламации были своего рода палочкой-выручалочкой для концептуальности альбомов, но - костылём для музыкальной составляющей, т.к. они существенно замедляли темп альбома в глазах ушах слушателя. Отсутствие "разговоров между треками" расширяет аудиторию, делая музыку более международной, и сокращает общую длительность релиза.
Также альбом обошелся без коротких инструментальных произведений в середине пластинки - зачем делать двухминутные оркестровые перебивки для отдыха слушателя, если есть среднетемповые песни-медляки ("The Persecution Song") и ямы внутри самих песен? Изменился сонграйтинг группы.
“…в этот раз мы не стали вставлять никаких интерлюдий между песнями, потому как они и без того прекрасно сочетаются друг с другом и естественным образом выстраиваются в единую цепочку”.
UPD: Стоит оговориться, что свою важную роль на предыдущих альбомах группы ("Midian", "Damnation and a Day", "Nymphetamine", "Godspeed..." и т.д. эти инструментальные треки всё-таки сыграли - как антракты, они разделяли произведение на акты-действия. На "Darkly..." такого нет, зато есть на "Hammer Of The Witches" (2015).
Наконец-то нормальное звучание!
На этом альбоме группа обрела тот звук, который давно заслуживала. Да, он более коммерческий, более кристальный, но только с таким звуком группа наконец-то стала равна самой себе. Всё благодаря уже упомянутому Скотту Аткинсу, который за год до нагрянувших к нему на студию крэдлов тренировался, сводя альбом "Evangelion" группы Behemoth.
Разного рода непорядки со звуком были большой проблемой музыкантов (и их слушателей) в девяностых и нулевых годах, в следствие чего мы имеем бесчётное количество культовых альбомов с крутым материалом и неважнецким звуком (слава богу, есть ремастеры, которые сегодня не выпускает только ленивый).
“На этой пластинке мы, как мне кажется, максимально приблизились к тому, что мы считаем эталонным сведением”.
Уход с большого лейбла на маленький
На этом альбоме крэдлы ушли из-под влияния большого лейбла (который, по словам музыкантов, никогда не определял звучание группы), и ушли на небольшой относительно мейджоров лейбл Peaceville Records.
"У Sony полным-полно артистов, которые гораздо известнее и успешнее нас, соответственно, мы никогда не получали той доли внимания, которой, как нам кажется, заслуживает Cradle. Именно поэтому в этот раз мы получили возможность издания всяко-разных бонусов, коллекционных боксов и прочего - на Sony нам мы никто не дал этого сделать".
Но партнера своей мечты, кажется, группа обрела только в 2015-ом году, подписав контракт с Nuclear Blast.
Итог. Переходный (но не проходной!) альбом
Именно после этого альбома началась перестройка группы и изменения в составе – после него ушел басист Дэйв Пибус, чуть позже – то ли исписавшийся, то ли утративший запал Пол Аллендер. Ушли все - к 2014-ому году это была уже другая группа с неизменным, разумеется, Дэни во главе.
Интересно, что для большинства музыкантов, учавствовавших в создании альбома, “Darkly...” так и осталась последней самой громкой, а то и последней работой вообще.
Вообще, то, каким образом Дэни управляет коллективом, отправляя на пенсию одних музыкантов и нанимая молодёжь, должно войти в учебники (с учетом того, что и кадровые проколы у Дэни тоже были). Хэдхантинг и тимбилдинг во всей красе, простите за иностранные словечки (их сегодня много)!
"Darkly, Darkly, Venus Aversa" был тем рубежом десятилетий, который отделил новых крэдлов от старых, дал возможность позже появиться и "Молоту Ведьм", и "Крипториане". "Darkly..." дал возможность Дэни Филту сказать, что выходящий в 21-ом году альбом "Возможно, лучший из всех, что мы когда-либо сочиняли".
На этом альбоме группа заполучила своего нынешнего продюсера, опробовала новый подход к подаче концепции, структурированию альбома и сонграйтингу. Существенно сократилось и время звучания альбома - по меньшей мере на 10 минут (последующие альбомы становились только короче, но ничего не теряли). Группа учла ошибки предыдущих работ и, вместе с тем, обнажила свои слабые стороны, поняла, что что-то пора менять.
На этом альбоме ребята наконец-то наняли себе личного адвоката! (И это не шутка)
Я мог бы написать об альбоме подробнее, разобрать track by track, но зачем?
Лучший ли это альбом? Наверное, нет. Я не являюсь тем диким фанатом, с пеной у рта доказывающим крутость чего бы то ни было. Но однозначно "Darkly" является одной из моих любимых работ, навсегда оставшихся в моём сердце. И вообще поздние крэдлы (барабанная дробь!) мне нравятся больше.
Как так получилось?
Немного о личном (сопли-слюни-занудство)
В 2010-ом году мне было 15 лет, и выход "Venus Aversa" был одним из первых метал-альбомов, выход которого я сумел практически физически прочувствовать. Раньше альбомы выходили либо задолго до твоего появления вообще (верней, задолго до того, как ты узнавал об их выходе), либо за год-два до того момента, когда ты наконец-то мог их послушать. Более-менее стабильного интернета тогда у меня не было, я покупал сидюки и даже кассеты, для чего у меня оставалось буквально 2-3 года до того, как все музыкальные магазины в моем городе закрылись за ненадобностью.
Той ранней зимой (на Урале ноябрь не назовешь осенью) я лежал в больнице. Лежал долго, недели две, а то и три. Книжный ребёнок и сын библиотекаря, я устал читать книги - хотел слушать музыку, много музыки. Но слушать было нечего, да и не на чем - музыкальный плеер свой я на тот момент сломал, а магнитофон в палату не поставишь.
И вот тогда старший брат принёс мне купленную в Екатеринбурге тяжёлую периодику - Dark City, Metal Hammer, Classic Rock, Rockcor - и я утешался тем, что читал о музыке. Музыке, о которой я до этого не имел представления, так как слушал русский и западный рок, никогда не углубляясь в более тяжелые жанры вроде дэткора или блэк-метала. Иногда мне казалось, что это даже интересней - читать рецензии, интервью и пытаться визуализировать аудиолизировать музыку в своей голове - представить её, пользуясь незатейливыми описаниями авторов журналов и самих музыкантов.
Выйдя на свободу из больницы, я первым делом предпринял все усилия, чтобы достать (в виде мп3-файлов, разумеется, хех) все те новинки, о которых я столько времени читал, бесконечно перечитывая те 5-6 выпусков, что у меня были.
Представляете, сколько альбомов начала десятых я переслушал?
Немудрено, что релизы некоторых групп того времени (все-таки синдром первого впечатления работает) даже после прослушивания всей дискографии в последствии остаются у меня любимыми. Тогда вот зацепило - и всё. Плюсом к этому группы того времени +- звучали схоже, пусть и играли в разных жанрах (что неудивительно - у разных групп мог быть один и тот же продюсер, одно и то же оборудование и т.д.). Это как с цветовыми фильтрами в кино того времени - все делают если не одинаково, то похоже, пытаясь соответствовать времени.
И если моим старшим товарищам нравился "Character" Dark Tranquillity, то мне - "We Are The Void". Они считали классикой "Bonded By Blood" Exodus, а я слушал "Exhibit B".
Люди повсеместно отметили 20-летний юбилей культового "Midian"-а 30-го октября, и только я пишу лонгрид о "Darkly, Darkly, Venus Aversa" группы Cradle Of Filth.
А почему я должен любить музыку не своего времени? Слушать - слышал, кайфанул, но любить? У меня своё время и своя музыка.
А "Darkly, Darkly, Venus Aversa" очень крутой. Переслушайте на досуге.
P.S: Давно у меня на стене никаких плакатов не висело, а тут нашёл один - с группой как раз тех времён. Сейчас повешу всех пятерых на стену.
Спасибо тем, кто прочитал до конца.
Источники:
- Интервью с Полом Аллендером на Lords Of Metal
- Rockcor №8 за 2010-ый год.
- Dark City Ноябрь / Декабрь 2010 (№59/2010)
- Сердце автора <3