Найти тему
Музыка для моих Ужей

Альбому Cradle Of Filth "Darkly, Darkly, Venus Aversa" 10 лет, или Что нам дал 2010 год

Оглавление

"Верни мне мой 2010-ый!". Экскурс в историю

Варг Викернес, Тарья Турунен, Ронни Джеймс Дио, Оззи Озборн и Адам Дарски (Behemoth)
Варг Викернес, Тарья Турунен, Ронни Джеймс Дио, Оззи Озборн и Адам Дарски (Behemoth)

2010-ый год в истории рок и метал-музыки остался богатым на события. Вот лишь некоторых из них:

Главная метал-дива нулевых Тарья Турунен фитанула с гитарным богом Джо Сатриани; Оззи Озборн помирился с Томи Айомми (мало кто сегодня помнит о судебном процессе между ними за права на имя Black Sabbath); Джими Хендрикс был введён в зал славы; после отсидки со своим Burzum вернулся в блэк-метал Варг Викернес; Anthrax воссоединились с Джо Беладонной; норвежцы Keep Of Kalessin прогремели на отборе конкурса «Евровидение-2010»; распались Nevermore и Theatre Of Tragedy, а Voivod, Autopsy и Soundgarden наоборот - воссоединились; умер Ронни Джеймс Дио, а Нергал из Behemoth заболел лейкемией.

За что 2010-ому - в отличие от 2000-го - уже стоит сказать спасибо, так это за то, что он дал новый вектор развития музыки без пафоса "наступления нового тысячелетия" и пустопорожней рефлексии по этому поводу, которыми на рубеже тысячелетий кто только не баловался – от наших русских рокеров ("Звёзды 3000" Смысловых Галлюцинаций и Мумий Тролля с их "Владивостоком") до какого-нибудь “Chant for Ezkaton 2000” тех же Behemoth. В поиске на музыкальных площадках число 2000 лучше не набирать вообще - можно открыть портал в ад.

Symphonic Black Metal (и всё, что около него) в 2010-ом:

Серегор (Carach Angren), Шаграт (Dimmu Borgir), Animæ (Dark End), Vincent Pichal (Lemuria), Dani Filth (Cradle Of Filth)
Серегор (Carach Angren), Шаграт (Dimmu Borgir), Animæ (Dark End), Vincent Pichal (Lemuria), Dani Filth (Cradle Of Filth)

Десятый год выдался знаменательным и для симфо-блэка. В жанре воистину произошли сдвиги, подобные тектоническим. Оглядываться на это сегодня из унылого 2020-го немного больно:

  • Dimmu Borgir выпустили взорвавшую тысячи пятых точек “Абракадабру”.
  • Выпустив “Death Came Through A Phantom Ship”, ещё громче заявили о себе голландцы Carach Angren, которые тогда были ещё набирающими ход новичками, а сегодня стали маститыми ветеранами стиля. По весьма спорному мнению многих, в 2010-ом они выпустили либо лучший, либо последний хороший альбом вообще.
  • Бельгийцы Lemuria подарили нам один их лучших концептуальных альбомов в жанре – “Chanson de la Croisade”. О нём, я надеюсь, мы поговорим подробнее 13 ноября, в день десятилетия альбома.
  • В 2010-ом впервые заявил о себе целый ворох молодых и перспективных групп: Old Corpse Road, Advent Fog, Dark End, Hymir, Hollow, Saturnian, Neron Kaisar, Eosphorus, Qharinth, Acacia, Zorormr, Antichton, Istapp, Erimha, Tenebrion… 10 лет спустя интересно смотреть на то, какие группы остались в строю, а какие – канули в небытие (спойлер: последних – большинство).

Выпустили новый альбом и классики жанра Cradle Of Filth…

1 ноября 2020 года этому релизу исполнилось 10 лет. Я предлагаю выяснить, почему эта работа является одной из самых знаковых и одновременно недооцененных пластинок, а главное - стратегически важной, определившей всё последующее развитие группы.

-3

Как это было

Для записи нового альбома группа выбрала новое для себя место в английской деревушке Саффолк, на студии Monkey Puzzle (минутка эрудиции - интересно, что “Monkey Puzzle Tree” является английским названием хвойного дерева Араукарии чилийской) в гостях у продюсера Скотта Аткинса, с которым группа работает до сих пор.

Достоинство новой студии прежде всего состояло в том, что она находилась всего в 20 минутах езды на автомобиле от Ипсвича, места проживания большей части группы на тот момент. Это позволило группе не запираться в студии с полным проживанием за тридевять земель и иметь возможность отдыхать дома.

Маршрут Ипсвич - Саффолк
Маршрут Ипсвич - Саффолк

В каждом втором интервью в поддержку "Darkly..." гитарист и основной композитор коллектива Пол Аллендер отмечал свою любовь к английской деревне и удобство подобного расположения нового места работы:

"До студии, находящейся в другом графстве, я лично добираюсь на машине за 20 минут. Это действительно очень удобно".

Командная работа

Если большая часть музыки на “Godspeed…”, предыдущем релизе крэдлов, была написана Полом, то на “Darkly…” к нему присоединились остальные инструменталисты, что не могло не сказаться на качестве и разнообразии материала.

Я был доволен работой на предыдущем альбоме, но в этот раз альбом не должен был звучать так, как будто его написал один человек.

Факт работы всей группы зафиксирован и на самих пластинках: можно ощутить большую разницу между "All music written by Paul Allender, Mark Newby-Robson (клавишник и специалист по оркестровым аранжировкам), and Cradle of Filth" на "Godspeed..." (2008) и "All music written by Paul Allender, James McIlroy, Mark Newby-Robson, Ashley Ellyllon, Dave Pybus and Martin Skaroupka" на "Darkly..." (2010).

Выбор концепции альбома

Изначально альбом не планировался, как концептуальный - Пол набрасывал композиции, которые не были в его восприятии никоим образом связаны. Затем Дэни Филт поведал ему свою идею о первой жене Адама и демонице Лилит. Так альбом обрёл свою историю...

Интересно, что "набором страшилок", каким изначально задумывался "Venus Aversa", стал следующий альбом группы, "The Manticore and Other Horrors".

Предыдущее повествование о серийном убийце Жиле де Ре не возымел особой популярности у поклонников крэдлов, так что Дэни решил не рисковать и выбрать более надёжный вариант. Да и работать с мифологичной Лилит гораздо проще, чем с историей реально существовавшего персонажа. Другими словами, красотка Лилит оказалась более гибкой в плане интерпретации.

-5

Вышло отлично, и с тех пор Дэни в выборе концепции больше не ошибался, предпочитая более доступные и расхожие сюжеты и сеттинги громоздким и неповоротливым историям.

В 2021 году выходит новый альбом - посмотрим, какую тему в своей лирике затронет Филт на этот раз.

Первый альбом без интерлюдий и лишней болтовни

На этом альбоме группа рассталась с Дугласом Брэдли, который выполнял роль рассказчика на предыдущих работах. После 8 лет сотрудничества и четырех записанных альбомов музыкантам к 2010-ому году стало понятно, что декламации были своего рода палочкой-выручалочкой для концептуальности альбомов, но - костылём для музыкальной составляющей, т.к. они существенно замедляли темп альбома в глазах ушах слушателя. Отсутствие "разговоров между треками" расширяет аудиторию, делая музыку более международной, и сокращает общую длительность релиза.

Также альбом обошелся без коротких инструментальных произведений в середине пластинки - зачем делать двухминутные оркестровые перебивки для отдыха слушателя, если есть среднетемповые песни-медляки ("The Persecution Song") и ямы внутри самих песен? Изменился сонграйтинг группы.

“…в этот раз мы не стали вставлять никаких интерлюдий между песнями, потому как они и без того прекрасно сочетаются друг с другом и естественным образом выстраиваются в единую цепочку”.

UPD: Стоит оговориться, что свою важную роль на предыдущих альбомах группы ("Midian", "Damnation and a Day", "Nymphetamine", "Godspeed..." и т.д. эти инструментальные треки всё-таки сыграли - как антракты, они разделяли произведение на акты-действия. На "Darkly..." такого нет, зато есть на "Hammer Of The Witches" (2015).

-6

Наконец-то нормальное звучание!

На этом альбоме группа обрела тот звук, который давно заслуживала. Да, он более коммерческий, более кристальный, но только с таким звуком группа наконец-то стала равна самой себе. Всё благодаря уже упомянутому Скотту Аткинсу, который за год до нагрянувших к нему на студию крэдлов тренировался, сводя альбом "Evangelion" группы Behemoth.

Разного рода непорядки со звуком были большой проблемой музыкантов (и их слушателей) в девяностых и нулевых годах, в следствие чего мы имеем бесчётное количество культовых альбомов с крутым материалом и неважнецким звуком (слава богу, есть ремастеры, которые сегодня не выпускает только ленивый).

“На этой пластинке мы, как мне кажется, максимально приблизились к тому, что мы считаем эталонным сведением”.
-7

Уход с большого лейбла на маленький

На этом альбоме крэдлы ушли из-под влияния большого лейбла (который, по словам музыкантов, никогда не определял звучание группы), и ушли на небольшой относительно мейджоров лейбл Peaceville Records.

Sony полным-полно артистов, которые гораздо известнее и успешнее нас, соответственно, мы никогда не получали той доли внимания, которой, как нам кажется, заслуживает Cradle. Именно поэтому в этот раз мы получили возможность издания всяко-разных бонусов, коллекционных боксов и прочего - на Sony нам мы никто не дал этого сделать".

Но партнера своей мечты, кажется, группа обрела только в 2015-ом году, подписав контракт с Nuclear Blast.

Итог. Переходный (но не проходной!) альбом

Именно после этого альбома началась перестройка группы и изменения в составе – после него ушел басист Дэйв Пибус, чуть позже – то ли исписавшийся, то ли утративший запал Пол Аллендер. Ушли все - к 2014-ому году это была уже другая группа с неизменным, разумеется, Дэни во главе.

-8

Интересно, что для большинства музыкантов, учавствовавших в создании альбома, “Darkly...” так и осталась последней самой громкой, а то и последней работой вообще.

Вообще, то, каким образом Дэни управляет коллективом, отправляя на пенсию одних музыкантов и нанимая молодёжь, должно войти в учебники (с учетом того, что и кадровые проколы у Дэни тоже были). Хэдхантинг и тимбилдинг во всей красе, простите за иностранные словечки (их сегодня много)!

"Darkly, Darkly, Venus Aversa" был тем рубежом десятилетий, который отделил новых крэдлов от старых, дал возможность позже появиться и "Молоту Ведьм", и "Крипториане". "Darkly..." дал возможность Дэни Филту сказать, что выходящий в 21-ом году альбом "Возможно, лучший из всех, что мы когда-либо сочиняли".

На этом альбоме группа заполучила своего нынешнего продюсера, опробовала новый подход к подаче концепции, структурированию альбома и сонграйтингу. Существенно сократилось и время звучания альбома - по меньшей мере на 10 минут (последующие альбомы становились только короче, но ничего не теряли). Группа учла ошибки предыдущих работ и, вместе с тем, обнажила свои слабые стороны, поняла, что что-то пора менять.

На этом альбоме ребята наконец-то наняли себе личного адвоката! (И это не шутка)

-9

Я мог бы написать об альбоме подробнее, разобрать track by track, но зачем?

Лучший ли это альбом? Наверное, нет. Я не являюсь тем диким фанатом, с пеной у рта доказывающим крутость чего бы то ни было. Но однозначно "Darkly" является одной из моих любимых работ, навсегда оставшихся в моём сердце. И вообще поздние крэдлы (барабанная дробь!) мне нравятся больше.

Как так получилось?

Немного о личном (сопли-слюни-занудство)

В 2010-ом году мне было 15 лет, и выход "Venus Aversa" был одним из первых метал-альбомов, выход которого я сумел практически физически прочувствовать. Раньше альбомы выходили либо задолго до твоего появления вообще (верней, задолго до того, как ты узнавал об их выходе), либо за год-два до того момента, когда ты наконец-то мог их послушать. Более-менее стабильного интернета тогда у меня не было, я покупал сидюки и даже кассеты, для чего у меня оставалось буквально 2-3 года до того, как все музыкальные магазины в моем городе закрылись за ненадобностью.

Той ранней зимой (на Урале ноябрь не назовешь осенью) я лежал в больнице. Лежал долго, недели две, а то и три. Книжный ребёнок и сын библиотекаря, я устал читать книги - хотел слушать музыку, много музыки. Но слушать было нечего, да и не на чем - музыкальный плеер свой я на тот момент сломал, а магнитофон в палату не поставишь.

-10

И вот тогда старший брат принёс мне купленную в Екатеринбурге тяжёлую периодику - Dark City, Metal Hammer, Classic Rock, Rockcor - и я утешался тем, что читал о музыке. Музыке, о которой я до этого не имел представления, так как слушал русский и западный рок, никогда не углубляясь в более тяжелые жанры вроде дэткора или блэк-метала. Иногда мне казалось, что это даже интересней - читать рецензии, интервью и пытаться визуализировать аудиолизировать музыку в своей голове - представить её, пользуясь незатейливыми описаниями авторов журналов и самих музыкантов.

Выйдя на свободу из больницы, я первым делом предпринял все усилия, чтобы достать (в виде мп3-файлов, разумеется, хех) все те новинки, о которых я столько времени читал, бесконечно перечитывая те 5-6 выпусков, что у меня были.

Представляете, сколько альбомов начала десятых я переслушал?

Немудрено, что релизы некоторых групп того времени (все-таки синдром первого впечатления работает) даже после прослушивания всей дискографии в последствии остаются у меня любимыми. Тогда вот зацепило - и всё. Плюсом к этому группы того времени +- звучали схоже, пусть и играли в разных жанрах (что неудивительно - у разных групп мог быть один и тот же продюсер, одно и то же оборудование и т.д.). Это как с цветовыми фильтрами в кино того времени - все делают если не одинаково, то похоже, пытаясь соответствовать времени.

И если моим старшим товарищам нравился "Character" Dark Tranquillity, то мне - "We Are The Void". Они считали классикой "Bonded By Blood" Exodus, а я слушал "Exhibit B".

Люди повсеместно отметили 20-летний юбилей культового "Midian"-а 30-го октября, и только я пишу лонгрид о "Darkly, Darkly, Venus Aversa" группы Cradle Of Filth.

А почему я должен любить музыку не своего времени? Слушать - слышал, кайфанул, но любить? У меня своё время и своя музыка.

А "Darkly, Darkly, Venus Aversa" очень крутой. Переслушайте на досуге.

-11

P.S: Давно у меня на стене никаких плакатов не висело, а тут нашёл один - с группой как раз тех времён. Сейчас повешу всех пятерых на стену.

Спасибо тем, кто прочитал до конца.

Источники:

  • Интервью с Полом Аллендером на Lords Of Metal
  • Rockcor №8 за 2010-ый год.
  • Dark City Ноябрь / Декабрь 2010 (№59/2010)
  • Сердце автора <3

Подписаться на канал.

Моя группа ВКонтакте.

Symphonic Black & Extreme Metal ВК