Привет всем читателям канала proстранное искусство! Сегодня поговорим о том, почему современные шедевры часто кажутся нам непонятными и странными, вызывают столько ужаса и возмущения.
Приходите вы на выставку, а там банан на стене висит, скотчем приклеенный. И ни подписей тебе, ни цитаты даже какой-нибудь маленькой авторской, чтобы объяснить это безумие. И толпа людей, которая радостно фотографирует фрукт, который практически любой может найти у себя на кухне абсолютно без всяких проблем.
Автор инсталляции - скандально известный Маурицио Кателлан, который за свою творческую карьеру уже многим нервы испортил: то метеорит на Папу Римского "сбросит", то унитаз золотой на выставке представит и назовет его "Америка". В общем, сплошные проблемы. Даже с этим вот бананом.
Мало того, что сделал три экземпляра и все продал за немалые деньги, не объяснив, что с ними делать, когда в них естественные процессы происходить начнут. Так еще и не объяснил, что означает конкретно этот банан, приклеенный к стене галереи "Art Basel Miami". Кураторы тогда заявили, что банан - это "символ торговли, двусмысленности и юмора", ссылаясь на классическую шутку с банановой кожурой. Но кто что понял, и кто что имел в виду на самом деле - до сих пор остается загадкой.
Пожалуй, именно поэтому символом своего канала я изначально выбрала этот банан: для меня он квинтэссенция всего, что думают и говорят про современное искусство.
Как писал Гомперц в своей чудесной книжке "Непонятное искусство", кураторы, владельцы галерей и искусствоведы часто теряются, обнаруживая новые шедевры современных мастеров. Так что неудивительно, что простые зрители не просто теряются, а приходят в состояние возмущения и ужаса. Потому что все это выглядит, мягко скажем, нелепо, а порой даже немного оскорбительно.
Так почему же оно такое странное? И вообще, можно ли называть то, что происходит на современном арт-рынке искусством?
Ответ однозначно ДА, поскольку искусство - это все, что создается с целью передать определенные эмоции, мысли и чувства.
Но почему именно сейчас искусство приобрело такие формы и наполнено именно таким содержанием?
Многие скептики говорят, что это все - результат умственной деградации и безыдейности. Мол, у "классиков"-то идеи были, а наши современники все посеяли да исчерпали. Разумеется, это не так.
Расскажу немного о том, с чего все началось и почему пришло к такому результату.
Дело в том, что искусство каждого поколения на протяжении всего его развития претерпевает изменения, сменяются направления и стили, формы выражения. Что остается прежним - так это желание проявлять себя и стремление к новаторству, которое абсолютно не является уникальным для XXI века.
Вы удивитесь, но когда-то новатором и авангардистом считался Джотто ди Бондоне, с которого, собственно, и началось Возрождение в Европе.
Именно он XIII-XIV веках изменил отношение к плоскости и пространству в живописи, стал натуралистично изображать людей и природу, сменил фон для изображений с золотого на голубой. Представляете, какой был шок? А сейчас мы считаем это классикой.
Или вот еще пример: Караваджо. Знаете ли вы, что этот художник писал с натуры сразу на холст, причем для изображения святых использовал обычных людей? Его подход считался не просто новаторским, а возмутительным и недопустимым. Например, "Смерть Марии" он написал женщины легкого поведения, утонувшей в речке. Скандал в церкви был такой, что современным мастерам и не снилось. Караваджо считался странным, взбалмошным. То, что он творил в XVI-XVII веках, было чистейшим новаторством, которое изменило взгляд на работу художника.
Теперь давайте переместимся в XIX век. Мир меняется, наука не стоит на месте, появляются первые фотографии. Художники, уставшие от Академии Художеств, заправляющей миром искусства и указывающей, как и что писать, изобретают новый подход к живописи. Так рождается импрессионизм, не плевался на который лишь ленивый. Как можно писать такими красками, такими мазками, да еще и так неправдоподобно? Вердиктом современников Мане, Моне и Ван Гога было емкое слово "Мазня".
Но мир продолжает меняться. Художники, чьей основной задачей раньше было уподобление природе, так называемый "мимесис", понимают, что надо двигаться дальше и расширять границы искусства. Ведь сколько всего можно изобразить на полотне или в скульптуре: мысль, эмоцию, движение. Рождаются новые стили и направления, одно из которых - дадаизм, предполагающее полное отрицание норм, критериев и логики. Под этим чудесным соусом в 1917 году рождается "Фонтан" Дюшана, представляющий собой обычный писсуар с надписью "дурак". Так в моду входит "реди-мейд": искусство из уже готовых предметов и продуктов, наделенное особым смыслом.
1917 год, понимаете? В России между тем революция по всем фронтам. В искусстве - авангардизм, "Черный квадрат" Малевича (1915), алогизм, обнуление, короче, та же бессмыслица, только выраженная другим языком.
То есть, как видите, еще около ста лет назад искусство приобретает причудливые формы, которые до сих пор вызывают вопросы. Это происходит сразу из-за нескольких факторов, среди которых - политика (революции, войны, всеобщая усталость от происходящего), развитие науки и техники, а также стремление к новым формам искусствам, соответствующим времени.
Логично, что в перестроечные времена в той же России появляются художники, отрицающие советское наследие, сталинский ампир, мелкосюжетность и политизированность живописи.
А на волне протестных настроений рождается лютый акционизм: Олег Кулик бегает по улице голый и кусает людей, словно бродячий пёс. А "ЭТИ" выкладывают собственными телами на Красной площади слово из трёх букв. Примерно та же история происходила по всему миру.
Нынешнее искусство выглядит вот так:
И вот так:
И да, вот так тоже:
Так что акционизм, инсталляции, реди-мейд и использование соцсетей как рупора всего этого великолепия - это то, что лучше всего соответствует нашему времени во всех его проявлениях. Разумеется, есть те, кто это принимают, и те, кто считает, что это все от отсутствия интеллекта, образования и воображения. Но, вероятно, уже лет через 50-100 на это будут смотреть по-другому.