Середина зимы — самое лучшее время для подготовки летней рыбалки. Как говорит народная пословица , готовь сани летом , а телегу — зимой. За последние годы за границей сильно возросла популярность рыбалки на каяках . С них ловят в маленьких реках , озерах , морях и даже океанах. Главной причиной этого явления я вижу в стремлении людей быть ближе к природе . Люди устают от окружающих их грохочущих машин и различных механизмов. Именно поэтому многие пересаживаются на велосипеды , бегают трусцой и занимаются спортом. Кроме этого рыбалка с каяка имеет много преимуществ перед рыбалкой с лодки. Современный каяк для рыбалки имеет жесткий, обычно полиэтиленовый корпус, гермоотсеки для снаряжения, формованные в корпусе стаканы для удилищ, подсачека, форнитуру для крепления эхолота , блок для якоря , а некоторые модели оснащаются педальным приводом , благодаря чему освобождаются руки для непосредственно рыбалки.
Одноместные модели обычно имеют длину порядка 3.5 м и весят 25-30 кг. Каяк едет до водоема на крыше автомобиля , причем благодаря обтекаемой форме можно ехать с приличной скоростью . По прибытии его просто ставят на воду , берут сумку со снастями , чехол с удочками, весло, и вперед. Рыболов освобождается от необходимости собирать и накачивать лодку , возиться с мотором и проделывать все это по завершению ловли. Каяк обладает неплохой скоростью , а сам процесс гребли даже доставляет удовольствие . Поскольку для удержания на месте достаточно небольшого якоря значительно упрощается процесс якорения .
В итоге рыболов получает возможность обловить большую акваторию и не так сильно устает. К тому же сделать это почти бесшумно , что при небольшой глубине имеет решающее значение. Мели , камни , заросшие травой участки не являются для него преградой. И наконец вываживание добычи доставляет большое удовольствие , щука от 4 кг уже в состоянии буксировать каяк. Все вышеперечисленное относится конечно к спиннинговой рыбалке и ловить с каяка на бортовые удочки , вряд ли уместно , хотя, конечно, можно. При всех этих несомненных плюсах следует сказать и о минусах: необходимо иметь автомобиль , гараж и сам каяк , который стоит не совсем дешево. Но Россия везде шла своим путем, и все эти сложности преодолимы.
Подавляющему большинству наших соотечественников больше подойдет надувной каяк , который более демократичен к условиям доставки , хранения , да и просто дешевле. Шесть лет назад я приобрел надувное каноэ «Налим 225′′, и за это время накопилась информация , которая, я надеюсь, будет интересна. Во первых, когда я его покупал , я и не думал , что он станет моим основным плавсредством, и он приобретался как вспомогательная лодочка к надувному катамарану для походов по нашему северу. Первый опыт был не очень удачный — в первый же поход дно лодки сильно пострадало от камней , что, впрочем, является результатом неправильного использования.
В лодке нет надувного дна, и поэтому, если вещи просто покидать в каноэ и протаскивать ее по камням, получается , что дно окажется между молотом и наковальней , результат, как видно, весьма плачевный. Лечится очень просто: вещи укладываются в большую герму , которая подвешивается на стропах между бортами и не касается дна . На дно расстилается стандартный туристский коврик из пенки , которая тоже защищает дно от повреждения. Благодаря применению этих двух приемов, мне удалось в дальнейшем почти полностью избежать повреждения дна , а с баллонами проблем не было ни разу, и это в условиях многокилометровых протаскивания лодки по шкуродерам , да и просто по мху.
Вышесказанное относится, конечно, к походным условиям , в однодневках по Подмосковью я этого не делаю, и кстати вполне можно сплавляться вдвоем.
А обнос не является проблемой, поскольку весит лодка 8.5 кг. Следует заметить , что у меня в пользовании есть несколько различных лодок: ПВХ Могелан 350 с мотором 5л.с. , стеклопластиковая «Дельта » , самоделка из фанеры и «Тузик 1 » . Из этого парка последние 2 года использую только «Налим » и иногда «Тузик «. Дело в том , что большую часть времени я сейчас живу на даче , до Можайского вдхр. 3км., но за последние несколько лет нехорошие люди продали под дачи почти все побережье, и буквально по пальцам можно пересчитать места, куда можно подъехать на машине к берегу. Остается только база .
И вот представьте себе: хорошая погода , есть желание съездить на вечернюю зорьку, но для этого необходимо погрузить лодку( уже собрана ) , уложить в машину мотор и все причиндалы, ехать, конечно, недолго, но там надо оплатить парковку, оплатить право спуска лодки, повесить мотор и т.д. На все это тратится туда и обратно 2 часа — засекал много раз. Мне такой расклад не нравился совсем, и я начал ездить на велосипеде с «Тузиком » в рюкзаке . От базы я избавился, но по времени получалось почти столько же. И тут мне пришла в голову идея попробовать буксировать надутый»Налим » велосипедом на тележке.
Результат превзошел все ожидания. По асфальту прицепа почти не чувствуется, по крайней мере, гораздо легче , чем с рюкзаком за плечами . На водоеме тележка кладется на нос, колесами вперед, а велосипед сверху поперек, и все. Я даже пробовал с мотором ездить с ночевкой . Крутить педали, конечно, тяжелее , так как это еще как минимум 25 кг, но в принципе можно.
Но в целом рыбалка без мотора мне нравится больше. Необходимо отметить, что рыбалка с каяка имеет несколько особенностей. Не забывайте, что баллоны лодки легко уязвимы от острых предметов, и просто втаскивать в подсачеке добычу с торчащими из пасти крючками не совсем безопасно — лучше брать липгрипом, особенно, если в ней несколько кг.
Так же на рыбалку нужно правильно одеться. Дело в том, что при гребле байдарочными веслами почти невозможно избежать натекания воды в лодку, да и брызги попадают на одежду. Поэтому в жару я предпочитаю сидеть в плавках и совмещаю рыбалку с купанием , а в холод лучше вейдерсы со спасжилетом или костюм из мембраны с короткими сапогами. Каяк неплохо показал себя в рыбалке по схеме вечер-утро: при ночевке борта слегка приспускаются, и на пенке уложенной во внутрь достаточно удобно спать, накрывшись тентом.
Во время моих путешествий по Кольскому у нас были разные лодки, их можно было сравнить и сделать определенные выводы. Условно их можно разделить на каяки с надувным дном и без. Я пришел к однозначному выводу, что в условиях относительно простого похода, когда нет сложных порогов, надувное дно в лодке — это лишнее, а для рыбалки — это точно. Лодка с надувным дном почти всегда тяжелее, высота дна обычно 10-12см, и этот полезный объем вы теряете: выше парусность, и, естественно, лодка становится менее устойчивой( центр тяжести выше). Я лично дважды видел, как такие лодки переворачиваются на волне, и, наконец, в ней не так удобно сидеть.
Обвязка «Налима » стропой по всему периметру дает много возможностей для творчества: есть к чему крепить эхолот , кукан с рыбой , держатели спинов , есть за что надежно ухватиться рукой, что в экстренной ситуации может жизнь спасти. Я не совсем понимаю производителей , которые выпускают голые лодки. Справедливости ради, следует сказать , что у лодки есть один недостаток . Ткань ПВХ закрывает борта чуть выше ватерлинии , а выше и внутри — обычная рюкзачная ткань. Она достаточно прочная, но промокает, и это приносит некоторое неудобство при однодневных рыбалках: лодку необходимо сушить, хотя, если не сушить, то, в принципе, гнить там нечему, но провонять может . Но это расплата за легкость лодки и ее дешевизну . На самом деле, сейчас появилось много новых моделей и есть из чего выбрать — появляются новые материалы , жизнь не стоит на месте .
Рыбалка с каяка была успешной.
Одним словом, если кто не пробовал , то очень рекомендую.