Найти тему
Готика в России

Как в главном соборе польских королей появились фрески 15 века на русский манер?

Фото: Wikiredia.ru
Фото: Wikiredia.ru

Вавельский кафедральный собор в польском Кракове – удивительный пример культурного обмена. Только представьте: главный католический(!) храм древней столицы Польского государства и его нервюрные готические своды предстояло расписать псковским художникам на русский манер.

Фото: http://kirill-anya.ru
Фото: http://kirill-anya.ru

Значение Вевельского собора

Кафедральный собор находится в Вавельском замке Кракова – резиденции польских королей. Храм был местом их торжественной коронации и погребения.

Выстроенный в 1364 году собор неоднократно реконструировали и достраивали. Так, в 1447-1492 годах при соборе появилась капелла Святого Креста. Для ее росписи и пригласили псковских мастеров.

Фото: http://kirill-anya.ru
Фото: http://kirill-anya.ru

Невероятно сложная задача

Роспись в храме всегда подчинена последовательности сюжетов – в том же порядке, в каком они повествуются в Евангелии. Это важно, ведь в средневековье фрески буквально выполняли роль «Библии для неграмотных».

Но вместо просторных православных куполов или же католических витражей изображение предстояло поместить в узкое пространство готической часовни с изломанными гранеными сводами. Хотя в готике своды обычно имеют орнаментарную роспись, а не сюжетную.

Как выбор пал на русских мастеров?

Псковские мастера росписи были приглашены в Краков самим королем Казимиром IV в 1470 году. Бабушкой короля была тверская княжна Иулиания, а сам монарх почасту пребывал в родном для него Великом княжестве Литовском.

Вероятно, этим и объясняется интерес короля к русской культуре и выбор мастеров из соседних земель. К тому же и Псков и Краков являлись членами Ганзейского торгового союза.

Фото: http://kirill-anya.ru
Фото: http://kirill-anya.ru

Результат впечатляет

Задача канонически верного повествования казалась практически неразрешимой. Но несмотря на все трудности, псковские мастера создали совершенно уникальную композицию на основе изводов «Знамения» и «Этимасии» («Уготованного престола»).

Впечатляет не только уровень исполнения, но и само взаимодействие готики католической архитектуры с образами русских фрескок Православной традиции.

Читайте также:

Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!