Триумфальный путь к славе фильма «Белые росы», начался еще на этапе сценария. Он стал победителем конкурса, объявленного киностудией «Беларусьфильм». Такого успеха Алексей Дударев не ожидал. А ведь поначалу, он даже не хотел в этом конкурсе участвовать. Работа талантливого писателя настолько понравилась киноначальникам, что те тут же решили запустить картину в производство.
Режиссера подобрали сразу. В послужном списке Игоря Добролюбова, значились популярные фильмы, в основном, детско-юношеские: «Расписание на послезавтра», «По секрету всему свету». Он был на хорошем счету у руководства киностудии. А, потому, когда он сам вызвался снимать фильм, за него проголосовали единогласно.
- Сценарий производил на всех такое сильное впечатление, что вокруг главной роли разыгралась настоящая баталия. Желающих сыграть главу семейства Ходосов хватало. Всеволод Санаев прошел пробы в числе многих, но сниматься не планировал. Он должен был играть совсем в другом фильме, у своего зятя Ролана Быкова, в картине «Чучело». А на роль в «Белых росах» уже утвердили Юрия Никулина.
- Однако судьба распорядилась иначе. Неожиданно в пух, и прах разругались родственники – Ролан Быков и Всеволод Санаев. И пришлось сделать «рокировку» между двумя актерами.
- Но самые большие трудности возникли при поиске исполнителей на роли сыновей Ходоса. Ведь в первоначальном варианте сценария, братья были тройняшками. Помощники режиссера объездили всю страну в поисках хоть сколько-нибудь похожих актеров. Но все без толку. Обращались даже во всесоюзный клуб близнецов, но и это не дало результата. Найти одновременно тройняшек и трех актеров, такого уровня как Геннадий Гарбук, Николай Караченцов и Михаил Кокшенов, это было просто не реально. И поэтому, режиссер отказался от этого замысла.
- Пасьянс у режиссера Игоря Добролюбова сложился только тогда, когда согласие сыграть младшего сына, дал Николай Караченцов. Под него и подобрали оставшихся братьев. Но не о какой внешней схожести, речь уже не шла.
- Роль Мишки Киселя получил актер Станислав Садальский. Надо сказать, что в первоначальном варианте сценария, его герой «мотал» срок за убийство. А актер уже имел в своем активе роль уголовника Кости Сапрыкина («Место встречи изменить нельзя»). С кандидатурой актера согласились и режиссер и сценарист.
- Однако уже в первый съемочный день, они пожалели об этом. В те годы, за крутой нрав Садальский получил прозвище – Стас Скандальский. С первых минут на площадке ему не понравилось, что вся съемочная группа, с большим вниманием прислушивается к мнению автора сценария. Актер, тут же не выбирая выражения, высказался на эту тему. Ему показалось, что все перед сценаристом заискивали, а ему это очень сильно нравилось.
- Погасить разгоревшийся скандал, довольно быстро удалось Всеволоду Санаеву. Легендарный актер для Садальского был неоспоримым авторитетом. Он и выступил в роли миротворца.
- Он объяснил, что сценарист на площадке был фигурой незаменимой. Его советы и рекомендации шли на пользу всей съемочной группе. Пришлось актеру пойти на примирение. Все последующие трудности, преодолевались с легкостью. На площадке царила потрясающая дружеская обстановка.
- Особый вклад в атмосферу фильма внесли Всеволод Санаев и Борис Новиков. Во время их парных сцен, все цеха устраивали перекур и сбегались, чтобы посмотреть на дуэль двух мастеров.
- Надо сказать, что их отношения в жизни, были точно такие же, как в фильме. Они постоянно спорили, подкалывали друг друга. Наблюдать за ними, было одно удовольствие.
- С Борисом Новиковым Санаева объединяло многое. У обоих было непростая судьба, нелегкие отношения в семьях. Друг в друге, они чувствовали родные души, к младшим же партнерам, относились по- отечески.
- Съемочная группа испытывала некоторые трудности с реквизитом. С большим трудом, добыли для съемок свадебное платье, для Натальи Хорохориной, а она, с не меньшим трудом в него втиснулась.
- Пришлось покинуть зону комфорта и Николаю Караченцову. В одной из сцен, он серьезно рисковал. По сюжету, Ваське предстояло забраться в гнездо аиста на дереве. Только в отличии от своего героя, актер панически боялся высоты, но ради эффектных кадров, переборол себя. Спас совет режиссера. Добролюбов посоветовал актеру не смотреть вниз. Так и вышло, он играл на гармошке в гнезде, и упорно рассматривал небо.
Уже во время съемок, было понятно, что самой смешной в фильме, станет сцена мнимой гибели пса Валета. Похожая история произошла со сценаристом, во время службы в армии. Им выдавали технический спирт для оптики, при этом пугали, что состав содержит яд и один глоток может стать смертельным. Солдаты начальству не поверили и решили проверить действие спирта на дворняге. С животным ничего не случилось. Остатки спирта они допили сами. Но через некоторое время увидели, что собака лежит без признаков жизни. Позже выяснилось, что пес все это время мирно спал, но шутники перепугались всерьез.
- Чем ближе приближался последний съемочный день, тем меньше хотелось расставаться съемочной группе. Больше других это чувствовали старики – Всеволод Санаев и Борис Новиков. Они даже пытались схитрить и придумывали всевозможные предлоги, чтобы уговорить режиссера продлить съемки хотя бы еще на одну смену.
- Трогательная, понятная история, незамысловатый юмор. Но от комедии, выпущенной под маркой «Беларусьфильм», не ждали ничего особенного. Однако уже первые показы продемонстрировали скептикам, как они ошиблись. А главная песня фильма, исполненная под гармошку, зажила своей, отдельной от фильма жизнью.