Поскольку в первой части своего повествования я превысил допустимый объем материала и не сказал всего, что хотелось, полагаю, следует, что называется, возвращаясь к напечатанному, вернуться в Шлиссельбург, ненадолго.
На въезде в этот первый на нашем пути Петровский город гид объявила: крепость вы не увидите! Смелое заявление, подумалось мне, но, в общем-то, справедливое. Кто из туроператоров, а их в группе было большинство, когда-либо не переправлялся на Ореховый остров и не осматривал легендарную крепость Орешек? При том, что, конечно же, знакомство с городом Шлиссельбург, как впрочем, и со всяким другим, следует начинать с краеведческого музея, если таковой имеется в наличии.
Музей истории города Шлиссельбург, как я понимаю, один из самых молодых музеев Ленинградской области – основан он в 1990 году, находится в не особо примечательном двухэтажном здании, постройке ХIХ века – в бывшей проходной бывшей ситценабивной фабрики, о существовании которой я, также, как и о существовании самого музея, признаюсь, и не подозревал. Экспозиционная площадь его невелика, но коллекция насчитывает более шести тысяч экспонатов.
В нашем случае экскурсоводом выступила заведующая музеем Мария Валькова. Не стану пересказывать экскурсию – пустое дело. Вернувшись же из поездки домой, в интернете я нашел интервью, взятое у Вальковой корреспондентами сайта «НЛО». Отвечая на вопрос, с какой целью был проложен (первый) Староладожский канал, Марина Юрьевна ответила: «На самом деле это пуповина, которая соединяла Россию с Санкт-Петербургом, а затем строила, кормила, поила этот большой город, делала из него столицу. Если бы не канал, то, наверное, Санкт-Петербург, как столица, не вырос бы так быстро». Сильно сказано! Вдоль этой «пуповины» и пролегала треть нашего пути, от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. Итак, едем дальше.
Синявино. Поселок городского типа. Большинству читателей он хорошо известен по продукции Синявинской птицефабрики. В меньшей степени, к сожалению, по Синявинским высотам (вариант – болотам), где в годы Великой Отечественной велись ожесточенные, кровопролитные, бои. И уж точно мало кто соотносит его название со славным родом Сенявиных, может быть, потому что фамилия пишется через «е».
При Петре пять братьев Сенявиных, а в дальнейшем и многие их потомки, достойно вошли в историю Государства Российского. Ларион был нарымский воевода (и прочая, прочая, прочая), Ульян - обер-комиссар и директор над строениями в Санкт-Петербурге, Фёдор - комиссар Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге, Дмитрий - командующий Балтийским флотом, Иван - главный командир Каспийской флотилии, Наум - начальник Днепровской флотилии. Вначале же их славных дел братьев Сенявиных было взятие Нотебурга, за что и были им пожалованы земли на левом берегу Невы.
В названии поселка Апраксин (прежнее, недавнее, название – Апраксино), напротив, явный отсыл к петровскому времени. Кто не знает Апраксин двор – когда-то один из крупнейших торговых центров Петербурга, в последние десятилетия – знаменитую, но постыдную для города «Апрашку»; раскинулась она на земельном участке, владельцем которого был обладатель высокого и редкого звания - генерал-адмирал, граф Федор Апраксин, один из создателей Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, первый президент Адмиралтейств-коллегии.
Был, оказывается, еще и Апраксин городок. Там, где сейчас поселок Апраксин, а в годы Северной войны находился укрепленный лагерь русского войска. В сентябре 1702 года в Апраксин городок прибыл Петр I. После проведения военного парада, продемонстрировавшего мощь русского войска, направились на штурм Нотебурга.
Апраксин находится в стороне от трассы, по правую руку при движении от Петербурга. С той же стороны, немногим дальше, располагается Путилово.
Продолжая свои неожиданно проявившиеся топонимические изыскания, я должен заметить, что сей топоним не имеет никакого отношения к учредителю со школьной скамьи всем известного завода в Петербурге Николаю Путилову.
На карте Ингерманландии Бергенгейма, составленной по шведским материалам 1676 года, упоминается деревня Putila. На карте «Ладожское озеро и Финский залив с прилегающими местами» 1745 года значится деревня Путилова.
В 1712 году в район деревни Putila по указу Петра I были переведены крестьяне для добычи бутовой плиты – камень доставлялся в молодую столицу и был использован при строительстве многих петербургских зданий: ансамбля Смольного монастыря, Никольского Морского и Казанского соборов, Большого Гостиного двора, дворцов Меньшикова, Строгановых, Шереметевых.
В Путилово по сей день бытует присказка: на путиловской плите стоит весь Петербург.
Однако, приближаемся к повороту на Старую Ладогу. Дорожный указатель: «Река Елена». Странное, навевающее романтические предположения название. К сожалению, это не так.
В первой части «Петровских городов» я упомянул, что в Шлиссельбурге находилась в заключении первая жена Петра I Евдокия Лопухина, что туда она была переведена из Старой Ладоги. В Староладожском Успенском монастыре Евдокия Федоровна находилась (читайте: «отбывала срок») с 1718 по 1725 год под монашеским именем Елена. Согласно легенде (версии), столетие спустя староладожское духовенство пожелало, чтобы в память о тех безрадостных днях (годах!) инокини Елены речушка Ладожка сменила название.
Новая Ладога. Это не краеведческий очерк, а попутные, довольно-таки вольные, записки, поэтому напомню только, что город был основан в 1704 году по указу Петра I. После чего древний город Ладога стал именоваться Старой Ладогой. И, наверное, непростительно будет, не сказать, что Новая Ладога накрепко связана с именем великого полководца Александра Суворова – в 1763-1769 годах будущий генералиссимус командовал здесь Суздальским пехотным полком.
А теперь еще об одной неожиданности еще одного Петровского города. На набережной Волхова в 80-х годах прошлого века был сооружен памятник Ладожской военной флотилии (входит в мемориальный комплекс «Дорога жизни»). Это два корабля: тральщик ТЩ100 и буксирный пароход «Харьков». Тральщик ТЩ100 в октябре 1942-го отразил немецко-финскую атаку на остров Сухо. При упоминании этого топонима вспоминается легенда.
Однажды Петр I, идя на яле по Ладоге, сел на мель. Вздернув раструбы своих ботфортов, царь перешагнув через борт яла. «Тут же сухо!» - воскликнул он. И повелел всем проходящим судам оставлять камни на отмели, дабы образовался остров.
Завершая эту часть вояжа, организованного ГБУ (Государственного бюджетного учреждения) «Информационно-туристский центр» Ленинградской области, следует заметить: в Новой Ладоге более всего очевидно, как маршрут «Петровские города» связывает три века отечественной истории.
Продолжение следует.
Автор текста – Владимир Желтов
Фото автора