Осень уже и у нас начинается. Похолодало и два дня подряд срываются дожди. Представляю, что творится севернее :) А давайте снова прогуляемся по майским крымским горам поблизости от Балаклавы!
Я решил доехать на автобусе до села Резервное, а оттуда, поднявшись на хребет Биллер, вернуться пешком в сторону Балаклавы. Такой пейзаж расстилался передо мной, когда я вышел из автобуса у развилки на Резервное:
А утро прекрасное, в придорожных деревьях щебечут, чирикают, пинькают и тенькают невидимые пичуги. Минут через двадцать я достиг окраины села. Здесь соседствуют новая застройка:
И совершенно архаичные уголки:
Если продолжить движение по улице, придешь на площадку, где расположен закрытый двускатной крышей колодец. Однако вы на него не рассчитывайте - вокруг живут граждане, не склонные делиться водой со всякими, кто ходют тут: ведра на конце блестящей цепи нет, своё надо иметь :). Но нам туда и не нужно, не доходя до этой площадки метров двадцать, надо свернуть направо в переулок, и там выйдешь на другое свободное пространство, где уже два колодца, один крытый, а другой нет. Под деревьями за колодцами страдают в своих мутоновых шубах эти парни - только девять часов утра, а они уже опупели от жары:
Пока я набирал воду из крытого колодца (ведра тут есть), подошла вон та женщина в красной кофточке и набрала воды из колодца открытого для своих коз. Интересно, тот, кто потом попьет из этого ведра, станет козленочком?
Почти сразу же после колодца дорожка углубилась в лес. Подъем очень невелик, по таким трамваи носятся со звоном, дорога укрыта пологом ветвей, сохраняющих прохладу.
Обочины заросли разными мелкими цветами,
и массой лесной земляники, тоже раскрывшей скромные белые цветочки.
Где-то через час я выхожу на поперечную тропу, идущую вдоль вершины хребта. Если повернуть налево, то выйдешь на смотровые площадки, откуда открываются чудные виды, но там мы побываем попозже, а сегодня я поворачиваю направо в сторону Балаклавы. Далеко внизу медленно ползет военный тральщик, а сухогруз "река-море", добравшийся до точки поворота на пути от Босфора, оставляет за собой дугу следа, изгибающуюся на восток. Он - это вот та черная черточка на морской поверхности между цветками чертополоха:
Я представил себе машинное отделение, вонь горелого масла, свист турбонагнетателей, вплетающийся в грохот дизелей - и что-то аж защемило внутрях: даже по таким вещам можно испытывать ностальгию :)
Схожу с тропы поближе к кромке обрыва - если посмотреть направо, увидишь вот это:
А налево - вот это. Узнаёте нашего Носорога?
По мере продвижения вперед начинают встречаться глубокие распадки, пересекающие путь:
И здесь я замечаю вьющуюся глубоко внизу так называемую среднюю тропу, проложенную где-то посередине высоты этих обрывов. Там я еще не ходил и возникает желание спуститься и продолжить путь по ней. Потоки воды во время дождей промыли русла с чистым каменным дном, кое-где загроможденным обломками камней и деревьев. Прямо-таки лестницы образовались на месте пересыхающих водопадов:
А хорошо, что жены не всегда видят, куда забираются их спутники жизни :) Вообще-то, подломить в таких местах ногу - это очень большая проблема. Во-первых, с обнаружением потерпевшего, а во-вторых - с его эвакуацией.
Но мы-то с вами знаем, что подобные неприятности могут произойти с кем угодно, но только не с нами :)
Здесь много кустов желтой акации, гудят какие-то могучие черные насекомые. Бабочка присела хлебнуть нектара:
А зря я, пожалуй, сюда сползал почти час - тропа проложена под деревьями, ничего не видно ни справа, ни слева:
И есть к тому же несколько мест, где можно запросто свернуть себе шею.
Кое-где она выходит на открытые участки:
Здесь я снова повстречал это растеньице, похожее на бонсай и растущее на голом камне. Под ним рублевая монета для масштаба:
Интересная штука - валун, покоящийся на спресованной массе мелких голышей. Видно, когда-то он обвалился на морской берег, а потом вместе с пластами камня был снова вознесен в высоту:
Тем временем тропа приводит к роднику Аязьма-Чокрак, где мы уже бывали. Струйка чуть ослабла, но все еще с хорошим напором выбивается из-под земли в накопитель:
Отсюда широкая дорожка ведет в западном направлении до слияния с Солнечной тропой, и далее в Балаклаву. Вот ее начало:
Прохожу мимо кустика цветущего шиповника на фоне средиземноморской сосны:
Вдоль дорожки есть несколько мест, где вода проступает на поверхность и тут, на такой высоте, обосновался тростник. Среди прошлогодних сухих стеблей пробиваются зеленые стрелы новых побегов:
И неизвестные мне цветы. Такие:
И такие - названий я не знаю:
Перо ворона запуталось в побегах:
Решил срезать путь, воспользовавшись тропкой, изображённой на гугл-карте. Сколько раз я уже совершал такую ошибку, а всё невпрок. Принимаю мудрое решение - направиться перпендикулярно к обрывам, там я ее где-то и пересеку.
Ага. С полчаса продирался сквозь заросли по густому ковру каких-то вонючих трав и следам кабаньих раскопок. Уперся в скалу, но тропу так и не пересек. Во время ходьбы по чащобе услышал приглушенные звуки, похожие на хрюканье. Остановился, затаил дыхание. Тишина.
Снова начал движение, непрерывно согнувшись проскальзывая под ветвями кустарника. Опять подозрительные звуки. Замер. Тишина.
И только двинувшись вперед, пролезая под склонившимся кизилом, понял, что это бурчит у меня в животе, наполненном родниковой водой. Отаки дела.
А на тропу я все же наткнулся. И поднялся по ней наверх. Да так наверх, что к искомому перевалу пришлось снова спускаться минут двадцать быстрым шагом. По пути наткнулся на такие цветы:
И такие:
И в большом количестве вот на такие:
А вот это штука опасная. Называется "Неопалимая купина". В жаркий день источает невидимые эфирные масла. Если поднести горящую спичку, то вспыхнет пламя, но растение совсем не пострадает, поэтому и название такое. Но опасность его совсем не в этом. Если вы коснётесь его открытыми частями тела, а то и вообще, только приблизите к нему лицо, например, то примерно через сутки возникают явления ожога с образованием пузырей и волдырей, которые сменяются язвами, может повыситься температура, сопровождающаяся сильной слабостью. Ожоги со временем заживут, но бесследно не исчезнут, останутся неэстетичные рубцы и шрамы.
Растение опасно только в солнечную погоду, в пасмурный день ничего не должно произойти, но я бы всё равно обошёл его стороной. Запомните эту ядовитую красоту. А в тот день быстрым шагом поднялся по заброшенной асфальтовой дороге до поворота к ракетным стартовым позициям, свернул на грунтовку, ведущую по направлению к Бочке смерти и далее вниз направо по крутой лесной дороге, мимо вспаханного виноградника к конечной остановке балаклавской "девятки". В 15.50 забрался в автобус, а дальше вернуться домой было делом техники.
И вам приятных путешествий!
Ещё о путешествиях в этих местах:
Наш севастопольский Носорог и как забраться к нему на переносицу
Как мы всё-таки забрались на скалу Рог Носорога