Челове́к-пау́к (англ. Spider-Man), настоящее имя Пи́тер Па́ркер (англ. Peter Parker) — супергерой, появляющийся в комиксах издательства Marvel Comics, созданный Стэном Ли и Стивом Дитко. С момента своего первого появления на страницах комикса Amazing Fantasy №15 (рус. Удивительная фантазия, август 1962) он стал одним из самых популярных супергероев. Ли и Дитко задумывали персонажа как подростка-сироту, воспитанного дядей и тётей, совмещающего жизнь обычного студента и борца с преступностью. Человек-паук получил суперсилу, увеличенную ловкость, «паучье чутьё», а также способность держаться на отвесных поверхностях и выпускать паутину из рук с использованием прибора собственного изобретения.
До появления Человека-паука в 1960-х подростки в комиксах о супергероях обычно были всего лишь их помощниками. Комиксы о Человеке-пауке разбили эти стереотипы, представив героем одинокого подростка, отвергаемого многими сверстниками[4], у которого не было опытного наставника, как Капитан Америка у Баки или Бэтмен у Робина. После смерти своего дяди Бена ему пришлось самостоятельно узнавать, что «с большой силой приходит и большая ответственность» (англ. With great power there must also come great responsibility).
Marvel выпустила множество серий комиксов о Человеке-пауке, самой первой из которых стала The Amazing Spider-Man (рус. Удивительный Человек-паук); её последний выпуск вышел в декабре 2012 года. На смену ей пришла серия комиксов The Superior Spider-Man (рус. Превосходный Человек-паук). Серия закончилась на 31 номере, и на её место пришёл третий том The Amazing Spider-Man. Комикс был вновь перезапущен после события Secret Wars (рус. Тайные войны). За годы своего существования Питер Паркер был то робким учеником средней школы, то проблемным студентом колледжа, то женатым учителем, то главой мультимиллиардной компании, а также членом нескольких команд супергероев, таких как Мстители, Новые Мстители, Фантастическая четвёрка. Наиболее характерным образом Питера Паркера вне жизни Человека-паука является образ независимого фотографа, который использовался в комиксах на протяжении многих лет.
Человек-паук является одним из самых популярных и коммерчески успешных супергероев. С увеличением своей популярности Человек-паук вышел за пределы комиксов, стал появляться на телевидении, в видеоиграх и кинофильмах. В разное время его играли актёры Тоби Магуайр (трилогия Сэма Рэйми), Эндрю Гарфилд (дилогия Марка Уэбба), Том Холланд («Первый мститель: Противостояние» и последующие фильмы в рамках кинематографической вселенной Marvel)[5]. Рив Карни предстал в роли Питера Паркера в бродвейском мюзикле 2010 года «Человек-паук: Погасить темноту» (англ. Spider-Man: Turn Off the Dark)[6]
В 1962 году, после успеха Фантастической четвёрки и других супергероев, редактор и сценарист Marvel Comics Стэн Ли обдумывал идею создания нового персонажа. По его словам, идея Человека-паука возникла на волне всплеска популярности комиксов среди подростков, и у него возникло желание создать персонажа, который тоже был бы подростком[8]. В своей автобиографии Ли привёл в качестве источника вдохновения персонажа одного журнала по прозвищу «Паук», который не был супергероем, но боролся с преступностью[7], и признался, что основным толчком для появления самого героя стало наблюдение за мухой, карабкающейся по стене, — Ли даже упомянул, что рассказывал эту историю так часто, что уже и не помнит, правда ли это[9]. Художник Стив Дитко в 1990 году в своей статье рассказал более прозаичную историю:
Ли пришёл к Мартину Гудману, редактору Marvel, чтобы получить одобрение персонажа. В интервью 1986 года он рассказал о подробностях обсуждения и о сомнениях Гудмана в успехе персонажа[1a], несмотря на которые он позволил Ли испытать героя в будущем выпуске Amazing Fantasy № 15 (август 1962)[11].
В интервью 1982 года Джек Кёрби заявил, что Ли практически не участвовал в создании персонажа и что Человек-паук был порождён Кёрби и Джо Саймоном, которые в 1950 году предлагали компании Crestwood включить в комикс Black Magic их персонажа по имени Серебряный паук, но этот издатель вскоре обанкротился[1b]. Однако Саймон оспорил причастность Кёрби к Человеку-пауку в автобиографии, утверждая, что Black Magic не имел отношения к созданию и что он (Саймон) придумал имя «Человек-паук» (которое позже изменили на «Серебряного паука»), пока Кёрби обрисовывал историю и способности персонажа.
Историк комиксов Грег Трекстон писал, что Ли после получения одобрения от Гудмана связался с Кёрби. Кёрби предложил Ли идею его Серебряного паука/Человека-паука 1950 года, где обычный парень находит в паутине кольцо, которое придаёт ему суперспособности. Ли понравилась идея, и он предложил Кёрби нарисовать несколько страниц. Стив Дитко тогда занимался их покраской[1c]. Когда Кёрби показал Ли готовый материал из шести страниц, вспоминает последний, «Я возненавидел того героя. Не то, чтобы всё было плохо, — просто это был не тот герой, которого я хотел; он был слишком героическим»[12]. Саймон позже написал, что Ли хотел получить «худого и молодого парня со сверхспособностями, а получил Капитана Америку, умеющего стрелять паутиной»[1d].
Ли привлёк к работе Дитко, работа которого ему понравилась, хотя позже он заменил обложку, сделанную Дитко, на ту, что нарисовал Кёрби. Дитко сказал:
Дитко также рассказал:
Дитко однажды рассказал о своём вкладе в героя Гари Мартину в Comic Fan №2 (лето 1965): «Стэн Ли придумал имя и концепцию. Я сделал костюм, пускатель паутины на запястье и эмблему паука»[15]. Также художник Эрик Стэнтон в одном интервью сказал, что, хоть его вклад в комикс был почти нулевой, он всё же предложил несколько идей, но большую часть работы сделал Дитко[16].
Коммерческий успех и серии комиксов[править | править код]
Через несколько месяцев после первого появления Человека-паука в Amazing Fantasy №15 в августе 1962 года издатель Мартин Гудман увидел, сколько заработал этот комикс, и понял, что он стал одним из самых успешных комиксов, выпущенных Marvel Comics[17]. Первый выпуск отдельной серии The Amazing Spider-Man №1 вышел в марте 1963 года, и вскоре серия стала самой прибыльной серией Marvel[18], а главный герой — притчей во языцех. В 1965 году журналом Esquire был устроен опрос, по результатам которого выяснилось, что студенты ставят Человека-паука и его коллегу Халка в один ряд с такими культурными символами как Боб Дилан и Че Гевара. Один читатель сказал, что ему нравится Человек-паук, потому что «у него бывают несчастья, проблемы с деньгами, и он сталкивается с житейскими проблемами. Короче, он один из нас»[19].
В начале 1970-х комиксы о Человеке-пауке также изменили сами законы о содержании комиксов, в частности, запрет на любое упоминание о наркотиках, даже негативное, посредством введения системы цензуры Comics Code Authority. Тем не менее, в 1970 году департамент здравоохранения, социального обеспечения и образования при администрации президента Ричарда Никсона попросил Стэна Ли устроить рекламу против наркотиков в одном из популярных комиксов Marvel[20]. Ли выбрал The Amazing Spider-Man; выпуски №96—98 (май — июль 1971) были посвящены негативному влиянию наркотиков: Гарри Озборн, друг Паркера, начинает принимать наркотики и становится настолько больным, что Человек-паук в очередной битве победил Зелёного гоблина Нормана Озборна, отца Гарри, просто показав ему его сына[20]. Несмотря на то, что сюжет имел чётко обозначенную антинаркотическую направленность, он не был согласован с органами Comics Code Authority и был запрещён к печати. Marvel опубликовала три выпуска, несмотря на запрет ассоциации, и продажи были так высоки, что это дискредитировало некоторые аспекты политики Comics Code, которые впоследствии были пересмотрены.
Выпуск Amazing Fantasy №15 считается «Святым Граалем» Серебряного века комиксов[21]. Оригинальная копия этого выпуска, качество которой было оценено специальной компанией CGC в 9,6 баллов из 10, была продана за $1,1 млн неизвестному коллекционеру 7 марта 2011 года, что сделало его одним из самых дорогих комиксов, проданных за всю историю, и самым дорогим комиксом Серебряного века[22]. В выпуске 2008 года The Official Overstreet Comic Book Price Guide №38 опубликовал 21 наиболее популярный комикс Серебряного века среди коллекционеров[23], в котором лидирует Amazing Fantasy №15.
Спустя год после успешного дебюта, в марте 1963 года, Человек-паук получил собственную серию комиксов под названием The Amazing Spider-Man (рус. Удивительный Человек-паук), которая продолжается до сих пор. После №38, вышедшего в июле 1966 года, место Стива Дитко на посту иллюстратора занял Джон Ромита-старший и занимал его следующие несколько лет. Ромита запустил The Spectacular Spider-Man (рус. Впечатляющий Человек-паук) — журнал, ориентированный на более взрослых читателей, однако после двух номеров выпуск журнала прекратился. Несмотря на это, его принято считать первым спин-оффом о Человеке-пауке, помимо ежегодника основной серии, выпущенного в 1964 году[24].
В 1972 году была запущена вторая постоянная ежемесячная серия о Человеке-пауке — Marvel Team-Up (рус. Марвел Команда), где Человек-паук работал в паре с другими супергероями и злодеями. В 1976 году была снова запущена Peter Parker, The Spectacular Spider-Man, которая стала второй одиночной серией Человека-паука. Третья серия комиксов Web of Spider-Man (рус. Паутина Человека-паука) стартовала в 1985 году, заменив Marvel Team-Up. Запуск четвёртой ежемесячной серии — Peter Parker: Spider-Man (рус. Питер Паркер: Человек-паук) — произошёл в 1990 году. Её автором стал популярный художник Тодд Макфарлейн[25], а дебютный выпуск вышел сразу с несколькими вариантами обложки. В общей сложности, после запуска новых серий в 1970—1980-х годах, было продано около 3 миллионов экземпляров всех серий. Самым успешным периодом стали 1992—1993 года — было продано более миллиона выпусков The Amazing Spider-Man, а в среднем число продаж за всё время варьируется от 120 до 300 тысяч копий в год[26]. По данным компании Diamond Comic Distributors, самым продаваемым комиксом 2000-х годов стал выпуск The Amazing Spider-Man №583 —530 500 копий[27]. Обычно параллельно выходили только две серии; было выпущено несколько ограниченных мини-серий, одиночных и дополнительных выпусков[4], а также Человек-паук часто появлялся в других сериях комиксов, например, о Фантастической четвёрке[28].
Оригинальная серия The Amazing Spider-Man продолжалась вплоть до ноября 1998 года, когда вышел последний 441-й выпуск. Писатель и художник Джон Бирн выпустил ограниченную серию комиксов из 13 выпусков, где изменил детали биографии Человека-паука: Spider-Man: Chapter One (рус. Человек-паук: Глава первая) (декабрь 1998 — октябрь 1999)[29], в которую входит дополнительный выпуск №0; некоторые выпуски выходили дважды в месяц. В то же время была перезапущена оригинальная The Amazing Spider-Man Том 2 №1 (январь 1999). Серия продолжалась вплоть до №59, после чего Marvel вернула оригинальную нумерацию, начиная с №500 в январе 2003 года.
На 2007 год Человек-паук регулярно появлялся в The Amazing Spider-Man, New Avengers (рус. Новые Мстители)[30], The Sensational Spider-Man (рус. Сенсационный Человек-паук), Friendly Neighborhood Spider-Man (рус. Дружелюбный сосед Человек-паук), Spider-Man Family (рус. Семья Человека-паука) и различных мини-сериях и альтернативных вселенных Marvel, как, например, Spider-Man Loves Mary Jane (рус. Человек-паук любит Мэри Джейн), Marvel Adventures Spider-Man (рус. Приключения Marvel: Человек-паук) и Marvel Adventures: The Avengers (рус. Приключения Marvel: Мстители), а на 2011 год принимал участие в следующих сериях: The Amazing Spider-Man, The Avengers (рус. Мстители), New Avengers и FF (сокращение от англ. Future Foundation, рус. Фонд будущего), которая дебютировала в июне 2011 года, а также Marvel Adventures Spider-Man, которая изменила название на Spider-Man: Marvel Adventures (рус. Человек-паук: Приключения Marvel). В ноябре 2011-го стартовала ещё одна серия — Avenging Spider-Man (рус. Мстительный Человек-паук), сценаристом которой стал Зебб Уэллс[31].
Когда основная серия The Amazing Spider-Man стала насчитывать уже 545 выпусков (декабрь 2007), Marvel приняла решение выпускать серию три раза в месяц, начав с выпусков №546—549 в январе 2008 года. Серия выходила трижды в месяц вплоть до ноября 2010 года, когда комикс увеличили с 22 страниц до 30 в каждом выпуске, и серия стала публиковаться дважды в месяц начиная с №648—649 в январе 2011 года[32], а также сменила сценариста, которым стал Дэн Слотт.
В декабре 2012 года серия The Amazing Spider-Man была завершена на выпуске #700, последней сюжетной аркой стала Dying Wish. Серия была заменена на The Superior Spider-Man, первый номер которой был выпущен в январе 2013 года[33]. В июне 2013 года Avenging Spider-Man была прекращена на 22-м выпуске. Её заменила Superior Spider-Man Team-Up, первый выпуск которой вышел в июле 2013 года[34].
В апреле 2014 года серия The Superior Spider-Man была завершена на выпуске #31. Вместо неё в апреле был запущен новый том серии The Amazing Spider-Man с Питером Паркером в роли Человека-Паука и новой нумерацией. Сценаристом также выступил Дэн Слотт, а одним из основных художников стал Умберто Рамос[35]. Серия была закончена на 18 номере, в июне 2015 года её заменила мини-серия The Amazing Spider-Man: Renew Your Vows, состоящая из пяти выпусков и являющаяся частью глобального события Secret Wars (рус. Тайные войны)[36]. После неё в октябре 2015 года вновь была перезапущена The Amazing Spider-Man, сценаристом которой остался Дэн Слотт[37].
Вымышленная биография[править | править код]
По оригинальной версии, Питер Паркер представлялся как одарённый в науке подросток-сирота, который живёт со своими дядей и тётей в Форест-Хилс, Куинс, Нью-Йорк. Питер — отличник, из-за чего подвергается насмешкам сверстников, зовущих его «книжным червём». В выпуске Amazing Fantasy №15 во время научной выставки его случайно кусает радиоактивный паук. Благодаря этому он получает «паучьи» сверхспособности — такие как, например, суперсилу, способность передвигаться по стенам и феноменальную прыгучесть. Пользуясь своими научными знаниями, Питер сконструировал устройство, которое крепится к его запястьям и позволяет «выстреливать» паутиной. Питер берёт псевдоним Человек-паук, надевает костюм и скрывает от всех своё настоящее лицо. Как Человек-паук он становится известной телезвездой. Однажды на студии он упускает шанс остановить вора, который, скрываясь от полицейского, пробежал мимо. Тогда Питер решил, что это «забота полиции, а не звезды». Спустя несколько недель его дядя Бен ограблен и убит и разгневанный Человек-паук отправляется на поиски убийцы, которым оказывается тот самый вор, которого он отказался остановить. Осознав, что «большая сила влечёт за собой большую ответственность», Человек-паук решает лично начать бороться с преступностью[38].
После смерти дяди, чтобы прокормить себя и свою тётю Мэй, он начинает зарабатывать деньги, за что подвергается всяческим нападкам со стороны одноклассников, а особенно Флэша Томпсона, школьной звезды футбола. Питер получает работу фотографа в издательстве газеты Daily Bugle и продаёт снимки главному редактору Джоне Джеймсону, который постоянно очерняет Человека-паука на страницах издания[39][40]. Вскоре Паркер понимает, что совмещать личную жизнь и войну с преступностью очень сложно, и даже пытается оставить карьеру героя. После окончания старшей школы[41] Питер поступает в Государственный университет (вымышленное учебное заведение, аналогичное реальным Колумбийскому и Нью-Йоркскому университетам), где знакомится с Гарри Озборном — своим соседом по комнате, который впоследствии стал его лучшим другом. Там же он встречает Гвен Стейси, которая становится его девушкой[42]. В период учёбы в университете тётя Мэй знакомит его с Мэри Джейн Уотсон. Когда Питер пытается помочь Гарри в его проблемах с наркотиками, ему становится известно, что отец Гарри, Норман, — злодей Зелёный гоблин. Узнав об этом, Питер даже предпринял попытку оставить костюм супергероя на некоторое время[43][44]. Во время схватки Человека-паука с Доктором Осьминогом случайно погибает детектив Джордж Стейси, отец Гвен. По ходу своих приключений Паук завёл множество друзей и знакомых в сообществе супергероев, которые часто приходили к нему на помощь в ситуациях, с которыми он не мог справиться один.
В сюжете The Night Gwen Stacy Died (рус. Ночь, когда умерла Гвен Стейси) в выпусках The Amazing Spider-Man №121—122, Человек-паук случайно убивает Гвен Стейси, пытаясь спасти её после того, как Зелёный гоблин сбросил её либо с Бруклинского моста, что можно понять по изображению, либо с Моста Джорджа Вашингтона, что указано в тексте[45]. Человек-паук слишком поздно успевает зацепить Гвен паутиной и, подняв её, понимает, что она мертва. В выпуске №121 предполагается, что Гвен погибла из-за резкой остановки на высокой скорости во время падения. Питер винил себя в смерти Гвен и в следующем номере вступил в схватку с Зелёным гоблином, который случайно убил сам себя[46].
Справившись с душевной травмой, Питер в итоге начинает проявлять чувства к Мэри Джейн Уотсон, которая стала ему больше чем другом. Питер заканчивает колледж в №185; в №194 (июль 1979 года) он встречает кокетливую Фелицию Харди, известную как Чёрная кошка[47], а в №196 (сентябрь 1979 года) знакомится с застенчивой девушкой Деброй Уитман.
С 1984 по 1988 годы Человек-паук носил костюм, отличающийся от классического оригинала. Чёрный с белыми вставками вариант впервые появляется в The Amazing Spider-Man №252 (май 1984), а его история рассказывается в ограниченной серии комиксов Secret Wars (рус. Тайные войны), где на другой планете Человек-паук участвует вместе с остальными героями Земли в битве против суперзлодеев[48]. Новый вариант костюма сопровождался полемикой среди поклонников комиксов, которые считали, что такая радикальная смена классического костюма равносильна кощунству, так как костюм — главная отличительная черта Человека-паука, как Бэтмена или Супермена[49]. Позже создатели ввели объяснение: новый костюм был симбиотом, от которого Человек-паук смог освободиться после событий Тайных войн[50]. Позже тот же симбиот возвращается в качестве Венома с намерением отомстить.
«Я всё испортил, Стрейндж. Это была единственная вещь, которую я пообещал себе никогда не делать. Я подставил свою семью под прицел, и неважно, сколько раз я обдумывал это в своей голове, я продолжаю возвращаться к одному и тому же. Мне нужно, чтобы мир забыл о том, что я — Человек-паук».
— В разговоре с Доктором Стрейнджем Питер сожалеет о решении открыть миру свою личность.[51].
Паркер делает предложение Мэри Джейн в The Amazing Spider-Man №290 (июль 1987) и через два номера она соглашается. Подробности свадьбы описаны в сюжете Wedding! (рус. Свадьба!) в ежегоднике Amazing Spider-Man Annual №21 (1987)[52][53]. Дэвид Мишлайн позже, в 2007 году, сказал, что изначально вместо бракосочетания Питера и Мэри Джейн автором Гленом Гринбергом был придуман другой сюжет, который был отклонён, и в итоге был издан сценарий Джима Шутера о свадьбе, получивший отрицательные отзывы критиков. В «Саге о клонах» выясняется, что Бен Рейли (Алый паук, клон Питера Паркера, созданный профессором Майлзом Уорреном, преподававшим в колледже Питера) является настоящим Питером, а тот Питер, который считался настоящим, есть клон. По сюжету Питер решает отказаться от личности Человека-паука на какое-то время. В Spider-Man №75 (декабрь 1996) Рейли погибает, после чего становится ясным, что всё это время клоном был он. Вернувшийся Зелёный гоблин также подтверждает это, и Питер снова надевает костюм супергероя[54].
В спецвыпусках, опубликованных в 2004—2005 годах, он развивает в себе дополнительные паучьи способности, включая физиологическую возможность стрелять паутиной без специальных приборов, ядовитые жала, которые выдвигаются из предплечий, улучшенное ночное видение, повышенный уровень силы и ловкости. Человек-паук становится членом команды Новых Мстителей и по ходу развития сюжета Гражданской войны раскрывает миру свою личность Питера Паркера, увеличивая свои и без того многочисленные проблемы[55]. Питер принимает сторону супергероев, восставших против закона о Регистрации. В сюжете One More Day (рус. Ещё один день) Паркер вступает в соглашение с демоном Мефисто. В обмен на восстановление статус-кво его личности и воскрешение тёти Мэй все воспоминания о браке Питера и Мэри Джейн стёрты. Это вызывает изменения во временном потоке, такие, как воскрешение Гарри Озборна и возвращение Паука к механическим приборам для выпускания паутины[56]. В The Amazing Spider-Man №647 (декабрь 2010) Питер начинает встречаться с офицером полиции Карли Купер, а со следующего выпуска становится одним из научных сотрудников исследовательской лаборатории Horizon Labs, что даёт ему возможность создавать для себя новые улучшенные костюмы. На некоторое время он теряет паучье чутьё. Принимает участие в кроссовере «Паучий Остров». После смерти Джонни Шторма Человек-паук, согласно последней воле умершего, занял его место в Фантастической четвёрке, которая изменила своё название на Фонд Будущего (англ. Future Foundation).
В сюжетной арке Dying Wish умирающему Доктору Осьминогу удаётся поменяться с Питером Паркером телами[57]. В результате Питер Паркер умирает в теле Доктора Осьминога, а сам Осьминог, пережив все воспоминания Питера, становится новым Человеком-пауком[58]. Он создаёт для себя новый усовершенствованный костюм и даёт себя имя — Превосходный Человек-паук[59]. Позднее, Питер, воспользовавшись оставшимися в его теле воспоминаниями, снова берёт контроль над своим телом, и Доктор Осьминог стирает себя из мозга Питера. Человек-паук надевает свой старый сине-красный костюм[60].
Личность[править | править код]
«Люди часто говорят, что Marvel удалось смешать историю о супергерое и мыльную оперу. Ли и Дитко на самом деле сделали из серии The Amazing Spider-Man новелизированную хронику жизни главного героя. У большинства супергеров были проблемы не более сложные, чем победить нескольких парней в этом месяце, и не имеющие отношения к читателю. Питеру приходится сталкиваться с гораздо более серьёзными проблемами в его жизни: мириться со смертью близкого человека, переживать первую любовь, изо всех сил зарабатывать себе на жизнь и терпеть муки совести».
— Историк комиксов Питер Сандерсон[61]
Как отметил журналист Кемптон Салли, главные проблемы Питера Паркера — выраженный комплекс неполноценности и страх перед женщинами. Он антиобщественный, невезучий молодой человек, разрываемый чувством эдиповой вины[62]. Выбрав судьбу супергероя, он пытается помогать всем, но несмотря на это, не пользуется доверием полиции, которая так и не может определиться, кто же такой Человек-паук — бдительный герой или умный преступник[63]. Мнение историка Бретфорда Райта:
В 1960-х издательства выпускали истории, отражающие напряжённость того времени, и Marvel не стало исключением. На страницах комиксов появлялись темы холодной войны, коммунизма. Райт отмечает: