Сальвадор Дали – уникальное явление в мировом искусстве. Многогранность его таланта поражает.
Период творчества мастера с 1945 по середину 1950-х гг. вошел в историю под названием «ядерный мистицизм». Вдохновением для него послужили ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Сальвадор Дали пытался не только дать интерпретацию этим трагическим событиям, но и развить физику атома в своем творчестве. В то же самое время Сальвадор Дали снова обретает веру и становится ревностным католиком. Великий гений совместил атомную теорию и религиозную тематику, что и объясняет название всего периода его творчества.
Чтобы понять искусство «мистического» Дали, необходимо обратиться к его вдохновению, а именно: физике и истории создания ядерного оружия.
Физика
Эпоха конца XIX – начала XX века стала революционной в науке. До 1897 года считалось, что атом (самая мелкая на тот момент частица) неделим. Однако английский физик Джозеф Джон Томсон доказал, что атом состоит из еще более мелких частиц – субатомных.
Нильс Бор и Эрнест Резенфорд продолжили изучение строение атома и, опровергнув теорию Томсона, разработали свою атомную теорию, в основе которой лежала идея планетарной модели атома (как наша Солнечная система). Изучая строение атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательные и нейтрально заряженные частицы.
В 1905 году Альберт Эйнштейн создает свою знаменитую теорию относительности. Одной из концепций, заложенных в теории Эйнштейна, стала концепция эквивалентности энергии и массы:
E = mc^2
где E – энергия, m – масса, и c – скорость света.
Это открытие показало, что в веществе заложены огромные (благодаря квадрату скорости света) запасы энергии.
Из уравнения Эйнштейна можно сделать вывод, что чем больше масса предмета, тем больше у него энергия. Но, как нам известно, ядерная физика работает с мельчайшими частицами. Как тогда из самой меленькой частицы получить самое большое количество энергии? Для этого необходимо расщепить ядро атома с помощью ядерных или химических реакций, протекающих внутри самого атома. В этом случае малая масса частиц компенсируется дополнительными величинами (например, скоростью), что позволяет высвободить максимально большое количество энергии.
Все идеи, которые сейчас были озвучены, были разработаны лишь на теоретическом уровне. В дальнейшем физики будут проводить эксперименты по подтверждению теории Эйнштейна, а также проводить исследования ядерных и химических реакций внутри атома и способов его расщепления.
История
Немецкие исследователи Отто Хан и Фриц Штрассманн в 1938 году провели эксперимент, в ходе которого им удалось разбить атом урана (сверхтяжелого элемента) на две приблизительно равных части при помощи бомбардировки нейтронами (частицами, не имеющими заряда). А британский физик Отто Роберт Фриш, объяснил, как при делении ядра атома выделяется энергия.
В начале 1939 года французский физик Фредерик Жолио-Кюри сделал вывод, что при расщеплении урана возможна цепная реакция, которая приведет к взрыву чудовищной силы. Он доказал, что уран может стать как обычное взрывчатое вещество, с помощью которого можно получить колоссальную энергию. Идея Фредерика Жолио-Кюри послужила толчком к разработке ядерного оружия.
Впервые ядерное оружие было создано в США в рамках «Манхэттенского проекта» (1942-1946). 16 июля 1945 года на полигоне близ Лос-Аламоса (Аламогордо) в штате Нью-Мексико был произведен первый взрыв атомной бомбы. США получили действенное оружие массового поражения.
Президент США Г. Трумэн стал первым политическим деятелем, который принял решение применить ядерные бомбы в ходе военного конфликта. Бомбардировки японских городов были произведены с целью принудить Японию капитулировать. С военной точки зрения необходимости таких бомбардировок не было. Решение о применении ядерного оружия было продиктовано политическими мотивами, в условиях, когда назревало противостояния между США и СССР. Таким образом, США стремились показать свое превосходство над будущим противником в холодной войне.
6 и 9 августа 1945 года были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Вскоре Япония капитулировала. Человечество вступило в новую эру: эру ядерного оружия.
Искусство
Трагические события в Японии кардинально изменили мировоззрение Сальвадора Дали. «Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 был для меня просто сейсмическим потрясением», - заметил Дали в «Неисповедимой истине». Вскоре страх перерос в осознание художником, что в его распоряжении «имеется необычное оружие», благодаря которому он «проникнет в самое сосредоточие реальности». Этим оружием стал мистицизм, «то есть глубокое интуитивное понимание сути, прямая связь со всем». Сальвадор Дали отходит от своего излюбленного пароноидально-критического метода, основанного на психологии Фрейда, и заменяет ее новым мистическим методом, вдохновленным Вернером Карлом Гейзенбергом — ведущим теоретиком немецкого ядерного проекта, Нобелевским лауреатом и одним из отцов-создателей квантовой механики. Дали писал: «Мир физики более трансцендентален, чем мир психологии <…> мой нынешний отец — это доктор Гейзенберг».
В 1945 году он создает работу «Ураново-атомная меланхолическая идиллия». Впервые главным цветом в этой работе стал черный. Сальвадор Дали показал два мира: первый — мир до событий августа 1945 года. Светлое небо, длинноногие слоны, мягкие часы — все то, за что мы так любим Дали. Однако если приглядеться, то слоны сбрасывают бомбы, а часы окаменели и разрушаются. Таким образом, привычный мир меняется и превращается в новый – мрачный и трагический. Здесь мы видим прямые отсылки к атомным бомбардировкам Японии (самолет с бомбами и взрыв), а также отсылки к цепной ядерной реакции: игра бейсболистов, которые толкают «мячи» (на самом деле нейтроны), тем самым провоцируя дальнейшее деление ядер атомов урана. Также на картине присутствуют «мячи», которые проникают сквозь различные предметы – это печально известное гамма-излучение.
Со временем Сальвадор Дали заинтересовался физикой. Он писал: «… атом был излюбленной пищей для моего ума». Художника поразил факт, что все частицы атома не соприкасаются друг с другом. Сальвадора Дали настолько захватило это открытие, что независимые друг от друга элементы произведения, стремящиеся отдалиться друг от друга, стали основным приемом в его работе. В процессе изучения физики его интересовало, как природа сохраняет баланс в отсутствии видимого порядка. Дали нашел ответ на этот вопрос в построении композиций своих произведений. Несмотря на то, что на картинах мы видим процесс разложения вещей на более мелкие составляющие, они все равно кажутся единым целым.
Атомные бомбы изменили религиозные взгляды Сальвадора Дали. В его картинах все чаще и чаще встречаются библейские мотивы. Сальвадор Дали утверждал, что целью и науки, и религии является доказательство существования Бога. Дали обращался к работам мастеров эпохи Возрождения, заимствовав у них цветовую палитру и сюжеты. Несмотря на то, что через свои работы он транслировал классические идеи Католической церкви, он вписывал в них свою собственную философию (вместо Богоматери мы видим жену Дали Галу, культ которой создал Дали), а также достижения науки.
Сальвадор Дали был не единственным, кого очаровала физика. Его друга, фотографа Филиппа Халсмана, поразило то, что материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Фотограф решил снимать людей в прыжке, пытаясь воссоздать состояние «подвешенности» материи. Он говорил, что именно в прыжке раскрывается истинная сущность людей. «Dali Atomicus» 1948 года – самая знаменитая работа фотографа. Название отсылает нас к картине Дали «Атомная Леда» («Leda Atomica»), которая представлена в правой части фотографии. Вот что написал сам Филипп Халсман о процессе создания фотографии: «Спустя шесть часов и 28 бросков, прыжков и выливаний воды, результат удовлетворил моему стремлению к совершенству. (…) Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению – только кошки выглядели как новенькие». Во время съемок ни одна из кошек не пострадала.
История Сальвадора Дали доказала, что все в мире взаимосвязано, и все в нем может послужить вдохновением для человеческой деятельности.