Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Неудачная попытка: M56 Scorpion – беззащитный охотник Вьетнамской войны

Вьетнамская стала яркой демонстрации недостатков армий, «заточенных» под глобальные удары. Тяжёлые танки вязли в болотах, винтовки ржавели из-за переизбытка влаги, а могущественное оружие было бессмысленно применять в таком рельефе. В этих условиях компромиссные, признанные неудачными образцы, становились единственным выходом. Как САУ M56 Scorpion.

Авиадесантная противотанковая САУ M56 Scorpion.
Авиадесантная противотанковая САУ M56 Scorpion.

Долго запрягают

Будущий «Скорпион» поселился в головах американских генералов после двухдневной конференции, посвящённой борьбе с танками, которая прошла осенью 1948 года на базе Форт-Монро. Изучая опыт прошедшей войны, и прогресс военной мысли, американцы пришли к выводу, что будущее за молниеносными десантными операциями, которым потребуется огневая мощь.

По мнению участников конференции, машина будущего должна представлять собой гусеничный БТР с открытой рубкой, на которой будет размещено орудие. Любая броня станет вскоре бесполезной, а мобильность и внезапность останутся единственным преимуществом, постановили в Форт-Монро. Так была разработана концепция лёгкой противотанковой САУ с возможностью десантирования.

Место механика-водителя, защищу которого частично обеспечивало лишь бронестекло. Также мехвод "Скорпиона" получал специальный бинокль ночного видения, который компенсировал отсутствие прибора на M56.
Место механика-водителя, защищу которого частично обеспечивало лишь бронестекло. Также мехвод "Скорпиона" получал специальный бинокль ночного видения, который компенсировал отсутствие прибора на M56.

Идею передали руководству десантников, но те переправили её в Департамент вооружений, который, в свою очередь, оставил проект под обозначением T101 на полке до 1950 года. Лишь тогда компания Cadillac, наконец, получила документацию для производства первых двух прототипов.

Ждём вас на нашем Телеграм-канале!

Три года понадобилось инженерам Cadillac, чтобы воплотить пожелания военных в металле. И лишь в 1956 году, после устранения всех недочётов, был представлен первый образец SPAT(Self-propelled Anti-tank – самоходное противотанковое орудие) M56 Scorpion. Его испытали, но вердикт снова решили отложить.

Место командира непосредственно у казённой части. Из-за этого выстрел мог привести к травмам экипажа.
Место командира непосредственно у казённой части. Из-за этого выстрел мог привести к травмам экипажа.

Дело в том, что в тот же период американские учёные разрабатывали свой аналог французского чудо-оружия – первой в мире противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) SS.10. Считалось, что проект ПТУР SSM-A23 Dartбудут более эффективными в этой роли, поэтому выпуск задержали. Но в 1957 году учёные заявили, что ПТУР не будет готов ещё минимум два года, а после, программу стоимостью в $44 млн. и вовсе закрыли. Поэтому в 1959 году авиадесантную САУ M56 Scorpion пустили в серию.

Беззащитный Scorpion

"Скорпион" демонстрирует последствия отдачи на испытаниях - но внимания этому не придали.
"Скорпион" демонстрирует последствия отдачи на испытаниях - но внимания этому не придали.

Разработка Cadillac Motor Carпредназначалась для Воздушно-десантных сил операций – M56 могли перевозить штурмовые планеры и транспортные самолёты, а позже транспортировку САУ начали осуществлять вертолётами. Это обусловило максимальную лёгкость машины, что сказалось на её конструкции.

Для САУ разработали новое орудие с уменьшенной отдачей, что не сильно спасало положение.
Для САУ разработали новое орудие с уменьшенной отдачей, что не сильно спасало положение.

Корпус машины состоял из алюминиевых листов, собранных на заклёпках. Единственной защитой можно было считать стальной орудийный щит толщиной в 10 мм. За этим щитом в открытой рубке располагался стандартный экипаж в четыре человека. В передней части закрытого корпуса располагался оппозитный мотор Continental AOI-402-5 мощностью в 200 сил, который работал в паре с трансмиссией Allison CD-150-4. Последняя передавала момент на переднюю будущую звёздочку. Четыре пары опорных катков представляли собой нестандартное решение – колёса с пневматическими шинами, которые продолжали движение даже после прокола. Резиновой была и гусеница, - за исключением металлических грунтозацепов, - всё для максимального облегчения.

M50 во Вьетнаме. единственным способом обеспечить безопасность экипажа была стрельба с дальних расстояний.
M50 во Вьетнаме. единственным способом обеспечить безопасность экипажа была стрельба с дальних расстояний.

В итоге, масса машины составила 7,1 тонну, что позволило достигать максимальной скорости по пересечённой местности в 45 км\ч. Считалось, что это, вкупе со скорострельным орудием, позволит играть роль охотника: быстро достигать огневой позиции, обстреливать цели из засад, и оперативно менять позицию.

САУ планировали наделить стандартным 90-мм танковым орудием T119, да оно оказалась слишком большим для габаритов «Скорпиона». Поэтому под привычный калибр было разработано орудие M54 c длиной ствола в 50 калибров. Стандартным бронебойным снарядом (M318) M56 мог поразить до 190 мм брони на расстоянии в один километр. Помимо этого, пушке «Скорпиона» был доступен весь спектр 90-мм снарядов, включая осколочно-фугасные и кумулятивные. Боеукладка на 29 выстрелов хранилась в «багажнике» под кормовым люком.

-7

Большие проблемы маленькой бронетехники

Во время Вьетнамской войны САУ M56 Scorpion вместе с другим оборудованием 173-й воздушно-десантной бригады ВС США был доставлен на фронт. Новинку сразу невзлюбили по вполне объективным причинам – абсолютное отсутствие защиты было огромным минусом в условиях «фронта со всех сторон». Да и условий, когда M56 мог бы совершать дерзкие рейды, во Вьетнаме не представлялось. Как и другая противотанковая артиллерия, M56 в основном применялся как штурмовое орудие поддержки весьма посредственного качества – 90 мм ОФС был недостаточно эффективным против пехоты. Поэтому, к примеру, морпехи предпочитали M50 Ontos - с бронированным боевым отделением, и шестью безоткатными орудиями.

Машина 173-й бригады  в ходе операции Толедо (Вьетнам, 1966).
Машина 173-й бригады в ходе операции Толедо (Вьетнам, 1966).

Это, не говоря о «сюрпризах», на которые конструкторы закрыли глаза. Например, даже отдача специальной пушки M54 поднимала лёгкий «Скорпион» на высоту до метра. А если орудие приходилось отклонять по горизонтали, то отдача могла серьёзно ранить командира или мехвода. Поэтому в предписаниях к САУ «лишнему персоналу» рекомендовалось не находиться в ней во время выстрела.

Итоги

Войны во Вьетнаме хватило, чтобы понять бесполезность M56 в современных условиях. За неимением альтернатив Scorpion некоторое время состоял на вооружении ВДВ, но позже его полностью заменил танк M551 Sheridan, который стал не меньшим «сюрпризом» для американских танкистов.

Диорама, демонстрирующая уничтоженную подрывом или неудачным десантированием САУ.
Диорама, демонстрирующая уничтоженную подрывом или неудачным десантированием САУ.

Поэтому M56 практически сразу начали активно продавать лояльным режимам: 60 единиц приобрели в Южной Корее, 5 отправились в Испанию, а 87 – а Марокко. Ещё была попытка оснастить «Скорпионом» Бундесвер, но после испытаний тестового образца, немцы от покупки отказались. Марокканские M56 приняли активное участие в подавлении повстанцев Полисарио в Западной Сахаре в 1970-х. На этом боевой путь ядовитого, но беззащитного «Скорпиона» завершился. А наглядной иллюстрацией его боевого пути стала диорама в танковом музее Вирджинии, где изображена разбитая M56 на фоне вьетнамских пейзажей.

Спасибо за внимание! Ниже вы можете ознакомиться с не менее эпичными попытками американцев обуздать лёгкую бронетехнику на фоне Вьетнама: