Найти в Дзене
StudyTap

Тема: «Культура речи как составляющая этикета».

Понятие о культуре речи.
Культура речи – владение литературным языком в его устной и письменной формах,при котором осуществляется выбор и организация языковых средств,позволяющих в определенных ситуациях общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями

Понятие о культуре речи.

Культура речи – владение литературным языком в его устной и письменной формах,при котором осуществляется выбор и организация языковых средств,позволяющих в определенных ситуациях общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка.

Этикетные формулы приветствия. знакомства, представления прощания.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат не знаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать.

Этикет предписывает следующие формулы:

— Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

— Позволь(те) познакомиться.

— Давай(те) познакомимся.

— Будем знакомы.

— Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

— Позвольте (разрешите) представиться.

— Моя фамилия Колесников.

— Я Павлов.

— Мое имя Юрий Владимирович.

— Николай Колесников.

— Анастасия Игоревна.

-2

Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собравшиеся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые не знакомы всем или части собравшихся. Формула представления:

— Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.

— Я хочу (хотел бы) познакомить вас с...

— Я хочу (хотел бы) представить вас...

— Разрешите (позвольте) познакомить вас с... Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомящиеся обмениваются репликами:

— Очень приятно (рад)!

— (Я) рад (счастлив) с вами познакомиться.

— (Мне) очень приятно с вами познакомиться!

Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту — старшему, сотрудника — начальнику. Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым.

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

— (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

— Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

— Добро пожаловать!

— Мое почтение.

Последнюю группу речевых формул этикета составляют формулы прощания. Они выражают:

• пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

• надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу.

• сомнение в возможности еще раз встретиться, расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом.

-3

Этикет поведения среднего медперсонала на рабочем месте.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Медицинская сестра должна:

· уважать неотъемлемые права каждого человека;

· оказывать пациенту качественную медицинскую помощь;

· превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента, уважать право пациента;

· не вправе участвовать в формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми;

· оказывать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий;

· не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения;

· оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации;

· отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами;

· сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента;

· вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента;

· с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть;

· точно и квалифицированно проводить назначенные врачом медицинские манипуляции в соответствии с перечнем медицинских услуг.

Этические нормы взаимоотношений среднего медицинского работника и пациента:

Основа принципов:

· абсолютная вежливость, доброжелательность и индивидуальный подход;

· обращение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку - по имени, к матери ребенка - по имени и отчеству;

· внимательное отношение к рассказу пациента, родственников и деликатная постановка вопросов;

· в процессе беседы с пациентом устанавливать отношения, основанные на взаимном доверии, способствующие психологическому комфорту больного;

· наряду с соблюдением такта медицинский работник должен понимать состояние здоровья и психологию пациента, проявлять терпимость к его слабостям;

· не следует давать пациенту обещаний, если нет уверенности в их выполнении;

· непозволительны покровительственные отношения, развязность в общении с пациентами.

Этикет деловой беседы: позиции «с верху вниз», «с низу вверх», «по горизонтали».

Деловой этикет -- это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского -- приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.

· Деловое общение "сверху-вниз"

Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

1. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.

2. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

3. Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас придется вся ответственность.

4. Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

5. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

-4

· Этика делового общения "снизу-вверх"

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы...?" и т.д.

3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет". Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "нет", служит постоянным раздражителем.

4. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

5. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

· Этика делового общения "по горизонтали"

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

1. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

2. Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

3. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

4. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

5. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

6. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

-5

#этикет #правила поведения #этика #учеба