Ох уж эти вопли! Многих родителей страх перед истерикой заставляет ходить на цыпочках. Или не даёт им приглашать гостей к себе или друзей по играм- к ребенку. Иногда ребенок просто взрывается без всяких видимых причин. Вы приготовили кашку- а ему подавай пицу. Вы дали сыночку голубую чашку, а он хотел синию. Можно подумать, что вы ему только что ногу отрезали! Ребенок падает на пол, громко завывая- а то и хуже: в ярости мечется по квартире, сея всюду разруху, как уроган. И что вам теперь делать? Ничего? Так, да не совсем.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
Дети от 2 до 5 лет- самые неистовые существа на земле: акты агрессии у них случаются примерно раз в три минуты. Да, такая новость вряд ли способна кого-то окрылить. Но дело в том, что это такой этап развития. Истерики достигают пика примерно к трем годам- отчасти потому, что дети пока ещё только учатся регулировать эмоции, учатся общаться, выстраивать стратегии и овладевать навыками разрешения проблем. В то же время они живут полной жизнью и пытаются раздвигать границы, развивая свою автономию и умения, которые- что неудивительно- ещё очень и очень ограничены. В общем и целом это период с высоким уровнем фрустрации. Когда что-то идёт не так, как хочется, ребенок выражает свой гнев в адрес реальной ситуации истерическим взрывом. "Мне это не нравиться, я этого не хочу! Я хотел, что бы все было не так. Я хочу, чтобы было по-моему!" Истерики- это активная, открытая демонстрация силы в форме протеста. Как только истерика началась, лучшая стратегия- сохранять спокойствие и позволить вещам идти своим чередом. Сосредоточьтесь на том, чтобы ликвидировать "спусковые крючки" истерики, о которых вы могли даже не подозревать, - а отсюда и ощущение, что истерика возникла буквально из ничего. Это не так. Рассмотрим некоторые факты и будем предвосхищать события.
РЕШЕНИЯ
Я разбил возможные решения на три временных категории:
1) перед взрывом;
2) в процессе взрыва;
3) после взрыва;
1. ПЕРЕД ВЗРЫВОМ
не прогибайтесь! Если вы будете менять правила из-за настроения ребенка, он станет использовать истерики как форму манипуляции. Твердо стойте на своем, не теряя дружелюбия.
Практикуете активное слушание. Быстро, как только почувствовали, что ребенок вот-вот "спустит на вас всех собак", опуститесь на уровень зрительного контакта, ласково коснитесь его ( если он не отшатнется ) и вербализуйте то, что он чувствует и переживает:
" Ты растроен. Ты так хотел, чтобы эта башня из кубиков была намного выше, а она свалилась прямо на тебя. Как неприятно!"
"Ах мы так хорошо проводили время в парке, и так не хочется уходить отсюда- это просто бесит!"
Активное слушание помогает развивать эмоциональную сферу, называя чувства. Оно так же позволяет ребенку почувствовать, что вы на самом деле понимаете, что он переживает, и в результате он ощущает эмоциональную поддержку. Это мостит дорожку к тому, чтобы суметь взять себя в руки.
2. В ПРОЦЕССЕ ВЗРЫВА
Перемешайте себя , а не ребенка. Урезонить ребенка в состоянии " катастрофы " невозможно. Не расстраивайтесь из-за него и не пытайтесь взять на руки и утешить. Исследования доказывают, что это лишь задерживает успокоение. Просто уйдите с пути урагана. Всегда лучше удалить из ситуации себя, чем пытаться сдвинуть с места ребенка. Принисиье ребенку мягкую игрушку или сделайте ещё какой-нибудь жест, что бы показать, что вы не сердитесь и хотите, чтобы он нашел способ утешиться. Например, погладьте его по спине, сказав: " все мы иногда расстраивается. Приходи ко мне, когда успакоишься". А потом уходите.
3. ПОСЛЕ ВЗРЫВА
Если ребенок в истерике разносит комнату вдребезги, подождите, пока он успакоится и пройдет некоторое время, а потом проследите, чтобы он убрался. Ведите себя корректно. Простой фразы: " Похоже, тебе предстоит кое-какая работа..." - вполне достаточно в качестве напоминания, что ответственность за содеянное лежит на нем. Подчеркивайте его ответственность, используя конструкции "когда - тогда": "Когда ты закончишь свою работу, тогда я пойму, что ты готов поужинать".