Найти тему
Свобода во Христе

Притча о богаче и нищем Лазаре

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Для чего нужны притчи? Чтобы в иносказательной форме научить слушателей той или иной истине.

Некоторые притчи в Библии взяты из реальной жизни, а некоторые подобны сказкам, в которых намёк, «добрым молодцам урок». Когда мы читаем притчи Иисуса Христа в Евангелиях, то обычно ищем прообразы действующих лиц, предметов и событий. Тем более, что Сам Иисус иногда давал ключи для понимания образов по просьбе Своих учеников.

Например, раскрывая значение притчи о плевелах на поле, Спаситель говорит: : «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого» (Мф.13:38). Однако не все притчи Христа раскрывают значения образов так линейно. Есть притчи, которые не несут буквального значения образов, а направляют мысли слушателей на постижение определенной истины, чтобы она ярче запечатлелась в сознании.

Именно к таким притчам относится история о богаче и нищем Лазаре.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).

Если применять в этой притче линейное толкование образов (типа поле = мир, доброе семя = сыны Царствия), то приходишь к абсурду. Кроме того, образы притчи служат по большей части своего рода фоном, на котором разворачиваются основные события, и не несут в себе смыслового значения.

Такими образами служат, например, великая пропасть, которую невозможно превратить в буквальный прообраз. Или то, что после смерти и богач, и Лазарь сохранили свои тела (во всяком случае некоторые их части).

К этой притче должен быть применен иной подход, потому что история, рассказанная Иисусом, в данном случае не основана на реальных событиях и реальном месте действия. Она основана на иудейских представлениях того времени относительно загробной жизни. Иисус использовал эти представления, чтобы донести до иудеев важную истину, заложенную в конце рассказа: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

То есть нет более убедительного свидетельства, чем свидетельство Священного Писания. Никакие события, никакие чудеса не смогут так убедить человека, ищущего Бога, как Библия. И если моя вера основана на чуде, которое случилось в моей жизни, даже если это чудо было воскресением умершего человека, но не на Слове Божьем, то эта вера угаснет или превратится в суеверие.

Истинная вера в Бога может быть основана только на одном источнике - Библии. Об этом и говорил Господь в Лук.16:31.

Что можно сказать о притче, которая послужила созданию доктрины о вечных муках в аду и бессмертии души? Дело в том, что буквальное ее толкование противоречит основам библейского вероучения. Если истолковывать буквально, что Лазарь получил награду свою, а богач мучения сразу же после смерти, то такое понимание будет противоречить тому, что Библия говорит о судном дне во Второе пришествие Христа. Именно тогда умершие получат воздаяние.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф.25:31,32). «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:12).

Кроме того, Библия красноречиво свидетельствует о том, что после смерти и праведники, и нечестивые пребывают в безмолвии, погружаются в страну молчания в бессознательном состоянии. Никто не говорит и не двигается после смерти (Еккл.9:5,6; Иов 14:12-15,20,21; Пс.6:6; 113:25). Они погружаются во тьму, в которой никто ничего не видит и не слышит. В притче мы читаем об обратном.

Это лишь два момента, в которых притча противоречит учению Священного Писания. О нереальности этой истории говорят и другие детали. Например, лоно Авраама (то есть грудь Авраама), куда помещают Лазаря. Если подумать о том, что все умершие евреи-праведники попадают на это лоно, то какого же размера оно должно быть? Ясно, что описание носит чисто аллегорический характер. Так же как и то, что дух богача не оставил его тело, потому что богач сохранил язык, а у Лазаря сохранился палец, который он мог смочить водой. Абсолютно нереальная история, и на ее основе невозможно утверждать, что за смертью человека ждут или адские муки, или лоно Авраамово.

К первому веку в Иудее сложились своеобразные понятия о загробной жизни. Они считали, что ад представляет собой подземную область, куда не проникает никакой свет и именно туда отправляют на некоторое время умершие души. Кроме того, считалось, что ад разделен на две части глубокой бездной. Одна часть – лоно Авраамово, другая в непосредственной близости к пламени, в которое после суда будут брошены нечестивые. Подобные представления можно найти в трудах Иосифа Флавия.

Почему Иисус использовал такие искаженные представления, не соответствующие Библии? Он это сделал для тех слушателей, кто был пропитан данным учением, говорил с ними на их языке, чтобы ярче запечатлеть в умах важный духовный урок, совершенно не относящийся к понятиям о разделенном аде, - урок о послушании свидетельству Священного Писания.

Иисус воспользовался знакомыми всем образами (как Он сделал в предыдущей притче о неверном управителе), применил эти образы как фон, который помогает лучше усвоить урок: если не верить Божьему Слову, если пренебрегать им, то никакое чудо, подобное воскресению из мертвых, не поможет приблизиться к Богу, чтобы наследовать жизнь вечную.

Данной притчей Иисус подчеркнул, насколько важно следовать не человеческим традициям, а исключительно учению Священного Писания, которое ясно изложено Моисеем и пророками. Следование этому учению и определяет окончательную и вечную участь человека.