Найти тему

Первый в истории танк. Британский танк Марк-1

Оглавление

Марк-1
Марк-1

История создания

Цель создания такой боевой машины как танк, на полном серьёзе появилась во времена Первой мировой войны. После того как фронт покрыла колючая проволока и бесконечные окопы, воюющие страны стали искать различные способы захватить друг друга. В том числе причину создания нового вида бронированных машин многие видели в успехе уже использовавшихся на полях сражения и неплохо себя зарекомендовавших броне-автомобилях. Первые шаги к появлению танков стала проявлять Британия.

Эрнест Суинтон
Эрнест Суинтон

Летом 1915 военный инженер подполковник Эрнест Суинтон предложил использовать в боевых действиях гусеничное шасси американского трактора Холст. Данная идея дошла до одного из министров обороны Герберта Китченера, после чего он отверг предложение Суинтона. Но эта идея приглянулась ещё одному министру – Уинстону Черчелю, который его поддержал.

Так в 1915 году при британском Адмиралтействе был создан "Комитет по сухопутным кораблям". Его создание курировала Военно-морская авиационная служба которая так же была заинтересована в бронированных боевых машинах в целях охраны своих береговых баз. Его главой стал Юстас Теннисон Д'Энкур.

В Комитете рассматривались просто безумные проекты имеющие длину в десятки метров и весом в сотни тонн. Естественно практически все из них были сразу же отвергнуты из-за неповоротливости. В итоге прислушались только к идеям которые продвигал Суинтон. Первая его машина с треском провалила испытательный заезд, но работы продолжились.

Маленький Вилли
Маленький Вилли

После устранения ошибок был представлен новый экземпляр – Маленький Вилли. Он был как уже говорилось создан на основе трактора Холст. Однако не устойчивое тракторное шасси заменили на гусеницы с жесткой подвеской. Вооружен танк был пулеметом виккерс. Ирония судьбы но двигатель у Вилли стоял немецкий, даймлер, мощностью 105 л. с. Так же интересно что управляли машиной 2 водителя. Скорость передвижения при весе в 18 тон не превышала 3 км. /ч. На испытаниях он показал себя неплохо, но Суинтон настаивал на том, что Вилли для решения серьёзных боевых задач ещё не готов.

Марк-1
Марк-1

После серьёзных конструктивных изменений (особенно в ходовой) и испытаний 2 февраля 1916 года был представлен новый танк Большой Вилли. Он показал себя крайне хорошо. В итоге после многочисленных споров его приняли на вооружение под обозначением Марк-1. Весной 1916 началось серийное производство.

Описание конструкции

Марк-1
Марк-1

Танк разделили на 2 вида: самцов и самок. Самки вооружались 2-мя виккерсами и 1-им или 2-мя пулеметоми гочкис. Самцы – 57 мм. скорострельными нарезными пушками гочкис и 2-3 пулемётами. Основное вооружение располагалось в боковых спонсонах. Танк имел ромбовидную форму позволявшую ему с успехом преодолевать большинство препятствий. Экипаж состоял из 8 человек. Тогда танки еще не распределялись на классификации, (тяжелый, средний, легкий) но Марк скорее был ближе к тяжелым имея массу в 28 тонн у самца и 27 тонн у самок. При такой массе он достигал скорости в 6 км. /ч. Целями танков были прорыв обороны противника и поддержка пехоты, а противник в большинстве случаев мог противопоставить только пулеметы и артиллерию. Следовательно бронирование Марка не превышало 10-12 мм катаной брони.

Боевое применение

Теперь машинам Суинтона предстояло решить исход позиционной войны. Первая их атака на реке Сомме не только напугала немцев до смерти, но и выявила их недостатки, не смотря на то, что показали они себя в бою вполне неплохо. Основной проблемой были частые поломки. Из 49 машин на позиции доставили только 32, но этого было достаточно как для первого в мире танка. В ходе атаки боевые потери составили 10 машин. В итоге первый дебют танков на полях сражения не смог переломить ход битвы на Сомме, однако в этот раз достигнуть желаемого результата удалось с гораздо более меньшими потерями. В будущем было решено модифицировать Марк-1, но для первого раза и такие результаты были очень неплохими.

Дебют танков показал, что новый вид вооружения можно и нужно продвигать. Всего было произведено около 70 машин вида Самцов и Самок.