Найти тему

Чего боимся? Страх в культуре

Автор: Марина Бочарова

Ридли Скотт в одном из своих интервью заявил, что образ Чужого больше не страшный и его необходимо переосмыслить. Действительно, а чего боятся современные люди?

Чужой и чужие

Пару слов о Чужом. Его автор Ганс Руди Гигер, как и многие творческие люди, в 60-е увлекался теорией Зигмунда Фрейда об Эросе и Танатосе. Инопланетянин со странной формой головы и кислотой внутри и есть Эрос и Танатос натурально. Ранее художник иллюстрировал книгу Некрономикон, и его картины пугают, но не кошмарными образами как таковыми, а тем что мир их чужой. Он воплощение человеческих кошмаров, но в тоже время самому человеку в нём места нет.

Фильмов жанра ужасов много, как и триллеров, которые используют элементы хоррора. В них то, чего зритель должен пугаться с точки зрения режиссера. Но за относительно прочих искусств короткую историю кино что только не показывали на экране. Присытились. Но эмоция страха не ушла.

Чего боялись в древности?

-2

А чего боялись в древности? Остаться во вне культурного пространства как места где сосредоточена жизнь человека. Попасть под власть чуждых человеку сил. И встретиться с искаженной реальностью. Каждая культура расставляет свои акценты. У племен восточных славян самым опасным местом был лес. А в глубокой древности лес начинался сразу за забором дома. В нём жили множество существ, не расположенных дружить с людьми. Некоторые и вовсе были людоедами. Все эти образы сохранились в сказках, когда то будучи вовсе не сказочными персонажами.

У народов крайнего севера России самый большой страх, по сказкам, это сойти с ума и стать каннибалом. Их легенды очень живо описывают, как главный герой сходит с ума и поселившись в чужом жилище, съедает хозяев, развешивая на крюках части тела "на потом". И прочей ожившей мертвечины в них хватает.

В арабской сказке я как-то нашла сюжет про джинию (они не только мужчины), которая заблудившемуся путнику вставила в рот свой язык. С этого момента он не мог говорить. Его голосом произносила слова она, превратив жизнь человека в ад.

Мы с электрическим светом, способным подсветить далекие части улицы и коридора в доме живем чуть больше ста лет. Во времена мифов и легенд костер был единственным источником света тысячелетиями. Страх неизвестного, того что за пределами забора из веток и освещенного костром круга никуда не ушел. В том или ином виде он повторяется в кино, литературе, картинах.

Кино, книги и непостижимый ужас

-3

Вернусь к современности. Идею неизвестного сильнее всего развил Говард Лавкрафт. Существует понятие "звездный ужас" или "лавкрафтовский ужас". То, чего нельзя постигнуть, страх перед неизвестностью поистине вселенского масштаба. И что интересно, его почти не могут экранизировать. Сколько снято фильмов, но мало какие могут передать те ощущения, чувства и состояния, заложенные в произведениях. Но любительские видео почему-то получаются отличными. Может оттого, что фанаты видят не просто кошмары сумасшедшего в книгах? Лавкрафт то был вполне рационален, весь ужас так в столкновении мышления человека не верящего ни во что, что не увидит сам. И непостижимой реальности иных сфер.

Чужой как по мне, способен пугать, особенно если подойти к нему иначе. В комментариях часто возникают фанатские теории, откуда он и почему такой. Людям все надо досконально знать. Конечно в таком подходе не останется места страху и ужасу.

Я считаю что страх неизвестного и чуждого никуда не уйдет. Все остальное будет данью моде.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц