В этом задании вы должны записать результат измерения с учетом погрешности
Измерения в физике могут быть прямые и косвенные. При прямом измерении вы снимаете показания с самого прибора. Например, вы зафиксировали, что градусник показывает 25 градусов, это прямое измерение
При косвенных измерениях искомая величина рассчитывается по формуле. Например, книга имеет толщину 5 см и содержит 200 страниц. Тогда толщину одной страницы можно рассчитать поделив 5 на 200 (предполагаем, что обложки книги имеют такую же толщину, как и страницы)
Задание №22 из ЕГЭ посвящено этим двум видам измерений. Как правило ученики относятся к этому заданию несерьезно и считают, что нужно уметь только определять цену деления. Однако они наполнены подводными камнями, на которые многие натыкаются и теряют баллы. В данной статье разберемся с проблемами, с которыми сталкиваются ученики в этом задании
ПРОБЛЕМА №1.
Вы не знаете, где взять погрешность измерений.
Информация о том, какую брать погрешность, всегда есть в самом задании. Погрешность может быть:
- Равна цене деления
- Равна половине цены деления
- В явном виде указана в самом задании (см. Рисунок 1)
ПРОБЛЕМА №2.
Вы банально не умеете записывать ответ на это задание в бланк.
Показания и погрешность нужно записать в бланк без знака ± и без пробелов. Пример смотри на Рисунке 2
ПРОБЛЕМА №3.
Вы не знаете, что результат измерения необходимо округлить до того же десятичного знака, что и погрешность.
То есть, если у погрешности 2 знака после запятой (разряд - сотые), а у измерения 1 знак (разряд - десятые), то измерению необходимо в конце добавить 0, чтобы его разряд был такой же. Смотри Рисунок 3
ПРОБЛЕМА №4.
Прибор имеет несколько шкал, и вы не знаете по какой смотреть.
Информация об этом также находится в самом задании, главное внимательно его прочитать. Примеры смотри на Рисунке 4
ПРОБЛЕМА №5.
В задачах на косвенные измерения вы не производите с погрешностью те же действия, что и с измерением.
Если вы рассчитываете величину по формуле (косвенно), то с погрешностью необходимо проводить те же действия, что и с измерением. Смотри пример на Рисунке 5