Что такое 52-метровый пролет. Каждый состоит из 17 шт. блоков, и с ними на специально разработанном и собранном для этой цели временном монтажном мосту, производилась сборка пролета, в котором каждый блок устанавливался строго в таком же порядке, как и изготавливалвался на полигоне. Между стыками блоков никаких креплений, а только соблюдали принцип копии отпечатка. Все бугорки и ямки стыка блока совмещались.
Затем был процесс предварительного напряжения всех блоков в составе пролета. Используя свойство бетона работать на сжатие, во всем мире это широко применялось. Для этого в бетоне заранее создавались отверстия, в них по длине вставлялись пучки высокопрочной проволоки и делалось их натяжение, тем самым создавая напряжение железобетонным пролетам А это несущая способность выдерживать нагрузки.
По мере поступления отдельных блоков, на монтажном мосту собирался пролет, и проводились все необходимые действия. Торцы всех пролетов изготавливались усиленными, для возможности крепления специальных домкратов, с целью создания предварительного напряжении на все 17 шт. блоков. Это видно на правом блоке чертежа.
Для проезда машин в двух направлениях. То же для движения метро
Но уже готовый 700-тонный пролет необходимо было установить на свое место, т. е. капитальные опоры будущего моста. Для такого веса никаких подъемных устройств не существовало. А для производства строительно-монтажных работ, кроме проектных институтов при Мостострое № 1 было проектно-конструкторское бюро (ПКБ). В нем также работали специалисты суперкласса. Ими были разработаны и внедрены в строительстве целый ряд механизмов и приспособлений, ранее нигде в мире не применявшиеся Обычно, это создавалось для конкретных целей, было сделано на уровне изобретений, защищенных авторскими свидетельствами.
Один из созданных механизмов решал задачу выполнить горизонтальное перемещение 52-метровых пролетов с временной стоянки, на постоянные опоры будущего моста. Такая участь ждала все 18 пролетов. Но процесс сооружения подобный объектов не всегда бывает гладкий.
На строительстве данного моста через Русановский проток, произошла крупная авария. Один собранный и уже установленный на постоянную опору пролет-«шашлык», рухнул в реку. Такая серьезная авария потрясла многих. Правда, это случилось в ночное время, около 4-х часов утра, когда строительно-монтажные работы не проводились. Жертв и пострадавших, Слава Богу, не было. Но падение такой махины, событие неординарное.
Для установления причины аварии, выработки решения, что предпринять, для оперативной ликвидации последствий случившегося, восстановления планового ритма работы, с рассветом на месте аварии уже были собраны проектировщики, строители и наука, Раздумывать было некогда.
Предварительную причину падения многотонного пролета моста комиссия установила. Ею стало смятие бетона в одном «сухом стыке», так как в нем, при изготовлении на полигоне было допущено его подмораживание. Дело в том, что мощные ж/б конструкции изготавливались в любое время года, а затем к месту монтажа их привозили уже готовыми конструкциями.
Для нас не было больших трудностей, еще раз изготовить и смонтировать новый пролет моста, взамен разрушенного. А вот как очистить перекрытое русло реки от 40-тонных ж/б коробок – стало проблемой. Помощь оказали военные. Водолазы на блоках закрепляли троса, а затем танками каждый отдельный блок с воды вытаскивали. Затем их дробили, резали, убирали. «Ох не легкая это работа, из болота тащить бегемота».