Найти в Дзене
Cinemagraphie

Джалло: паранойя под кровавым соусом

Оглавление

«Giallo» в итальянском языке означает «желтый». В конце 20-х годов так называли дешевые криминальные рассказы издательства «Il Giallo Mondaroni» из-за их ярко-жёлтых обложек. С развитием кинематографа криминальные сюжеты перешли на большие экраны. Публика жаждала кровавых зрелищ, какими и стали фильмы-джалло.

Режиссером, который заложил канон жанра, считается Марио Бава, а самым ярким представителем жанра - Дарио Ардженто, среди других авторов Лючио Фульчи, Умберто Ленци, Серджо Мартино. Классический период джалло охватывает 1960-70-е годы, пик расцвета - первая половина 1970-х. В дальнейшем джалло оказало влияние на американские слэшеры 80-90-х.

Итак, по каким же признакам отличить фильм-джалло? Запоминайте:

1. Кровь

Долгие, кровавые, изощренные сцены убийств — это джалло. Как правило, убийства показаны от первого лица во всех деталях, а совершаются они исключительно холодным оружием. Самое частое орудие убийства в джалло – нож, который максимально сближает убийцу с жертвой, чуть ли не до интимной близости.

2. Невидимый убийца с психическим расстройством

-2

Поскольку многочисленные убийства мы видим глазами убийцы, то главный злодей все время остается за кадром. На экране мелькают только его руки, часто в кожаных перчатках. Безумие и паранойя — вот главные черты личности убийцы в джалло.

3. Привлекательные жертвы

-3

Убийство в джалло эстетизировано: оно одновременно и отталкивающе, и привлекательно. Привлекательность достигается за счет эротизма и фетишизма, с которым показаны жертвы. Конечно, это женщины, чаще всего с пышными формами и абсолютно голые. Королевой джалло принято считать актрису Эдвиж Фенек, которая снялась во многих фильмах жанра и во всех обнажалась.

4. Шикарные дома

-4

Действие фильмов-джалло всегда происходит в роскошных квартирах и домах, заполненных необычными картинами и всевозможными безделушками. Нередко убийства совершаются в фотостудиях, элитных ателье или галереях. Порой местом действия становятся даже старинные замки.

5. Музыка, усиливающая эффект тревожного напряжения

-5

Культовые итальянские кинокомпозиторы писали саундтреки к джалло: Эннио Морриконе, Бруно Николаи, Риц Ортолани, Стельвио Чиприани, Гуидо и Маурицио Де Анджелис. Основное предназначение музыки здесь— усилить зрительское напряжение. Отдельным явлением стала группа Goblin, которая записала культовый теперь саундтрек к фильму «Кроваво-красное».

6. Длинные поэтичные названия

-6

Если вы наткнулись на что-то вроде «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Твой порок — закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней» или «Откровение сексуального маньяка главе летучего отряда», то будьте уверены — что перед вами джалло! Часто в названиях авторы используют цифры, заранее объявляющие, сколько убийств ждет зрителя: «Семь окровавленных орхидей», «Семь шалей из желтого шелка», «Пять кукол для августовской луны» и так далее.

7. Операторские находки

-7

Необычная работа с камерой — еще один верный признак джалло. Операторы используют непривычные ракурсы, играют с фокусом, используют сверхкрупные планы. Субъективная камера в джалло дает возможность зрителю быть как на месте жертвы, так и на месте убийцы.