Музей «Траурный поезд Владимира Ильича Ленина» создан в 1948 году и находится он рядом со станцией Павелецкая ( ул. Кожевническая дом 2). Об уникальном музее и его экспонатах мало кто знает. Основные его посетители - иностранцы, китайцы, надо полагать.
Подарок от беспартийных коммунистам.
Паровоз этот был подарен Ленину в 1923 году от имени беспартийных рабочих и служащих Московского депо Рязано-Уральской железной дороги. Думая, чем можно было бы поддержать болеющего Ленина, рабочие депо решили, что лучшим и самым достойным подарком станет могучий красавец паровоз серии У № 127, который они все вместе отремонтировали во внеурочное время.
Письмо
К подарку прилагалось письмо: «20-го мая, собравшись на празднование юбилея, рабочие и служащие депо Москва, передавая паровоз № 127 ячейке, единогласно постановили избрать тебя, дорогой Владимир Ильич, почетным машинистом.
Вручая тебе паровоз, рабочие и служащие не сомневаются, что ты, Владимир Ильич, как опытный машинист, привезешь нас в светлое будущее.
Со дня избрания тебя, дорогой товарищ Владимир Ильич, почетным машинистом, зачисляем тебя по штату машинистов, по 14-му разряду 24-й разрядной тарифной сетки,— в связи с чем при сем прилагаем расчетную рабочую книжку».
Подарок понравился
Чтобы продлить Ленину жизнь, врачи рекомендовали максимально ограничить его контакты и сократить время на чтение. Но подарок и письмо рабочих подбодрили Ленина настолько, что даже его самочувствие заметно улучшилось.
Печальная миссия
Но подарку была предначертана печальная миссия. Меньше чем через год 23 января 1924 года У № 127 стал траурным поездом, который доставил гроб с телом Ленина из Горок, где Ленин находился, в Москву. Это в 36 км от станции Герасимовская. Сейчас примерно на том же месте станция Ленинская.
Траурный поезд в январе 1924 вел машинист Матвей Лучин.
Траурный поезд
Гроб с телом Ленина находился в почтово-багажном вагоне № 1691. К траурному паровозу, помимо этого вагона, было прицеплено еще два - для членов Правительства.
Дорога
Стояла снежная и морозная зима. Дорога была заметена настолько, что приходилось лопатами откапывать рельсы. Люди выстроились в непрерывную цепочку и вручную освобождали путь от заносов и наледи.
К Дому Союзов
На Павелецкую пассажирская поезд прибыл в 10.30.
Гроб с телом вынесли из вагона и на руках понесли к Дому Союзов. Среди тех, кто нес гроб с телом Ленина, были Ворошилов, Калинин, Сталин и другие члены Правительства.
Красный
Интересно, что траурный поезд с телом Ленина был не привычного черного, а красного цвета. К похоронам его не перекрашивали специально. Так было задумано с самого начала, когда рабочие только собирались сделать подарок Ленину и самостоятельно перекрасили его к пролетарский цвет.
На вечную стоянку
Вагон, в котором везли тело Ленина, сразу же определили на вечную стоянку. А паровоз еще трудился 13 лет. От других отличался цветом и табличкой: «Этот паровоз вёл траурный поезд, в котором перевезено тело Вождя Мирового Пролетариата Владимира Ильича Ленина 23 января 1924 года от платформы Герасимовской до станции Москва пассажирская».
Музей
Во время войны У № 127 берегли, несмотря на острую нехватку подвижного состава и вскоре после окончания, в 1948 году, также определили на вечную стоянку, где он стал центром экспозиции музея «Траурный поезд Владимира Ильича Ленина».
На ходу
Паровоз, несмотря на солидный возраст, "молод и полон сил". Построенный в 1910 году, после памятного капремонта, все время содержался в порядке. Его сохранности способствовало и то, что он, в отличие от других своих собратьев, работал не на угле, а на нефти. Это защитило паровоз от ржавчины. Если залить нефть, У127 готов к работе.
Внешний вид - тоже на уровне. В последний раз красочный слой обновлялся в 2011 году. Закрытый павильон, где стоит паровоз, оберегает его от атмосферных осадков.
Экспонат
Сейчас - это уникальный экспонат с уникальной историей. Паровоз и багажный вагон - единственные экземпляры, во всяком случае, известные на сегодня. Но, даже если аналогичный локомотив и вагон есть где-то на необъятных просторах бывшего СССР, такой биографии нет и не будет ни у кого.
Мифы и легенды
Призраков никто в музее не видел, но вспоминают, что в 1923 году, когда в Москве бушевала "испанка", в паровоз забрались беспризорники и там же скончались. Сначала продезинфицировать паровоз не догадались. Спохватились после того, как заболело и умерло еще несколько рабочих. Тогда за него взялись основательно: продезинфицировали несколько раз и перекрасили заодно. (https://северная-линия.рф/2018/01/23/Траурный-поезд-В-И-Ленина/)
У автора есть другие статьи на другом его канале:
Письмо Иосифа Орбели Сталину помогло остановить распродажу Эрмитажа и то не сразу.
В Мавзолее Ленина я была еще в детсадовском возрасте. Что запомнилось.