Найти в Дзене

ДАГЕСТАН В СВОЁМ ПОТЕНЦИАЛЕ: ЭТНО-ЮВЕЛИРНАЯ МЕККА РОССИИ

Удастся ли нам, современным дагестанцам, в полной мере сохранить переданное нам искусство отцов и дедов…?!
В начале хотел бы представиться: будучи врачом по образованию, а ювелиром по призванию, ещё учась в Медицинском институте в далёких 90-х, параллельно отучился и в бизнес-школе и связал затем свою судьбу с бизнесом. И не с простым, а с ювелирным. Производил, торговал, участвовал в

Удастся ли нам, современным дагестанцам, в полной мере сохранить переданное нам искусство отцов и дедов…?!

В начале хотел бы представиться: будучи врачом по образованию, а ювелиром по призванию, ещё учась в Медицинском институте в далёких 90-х, параллельно отучился и в бизнес-школе и связал затем свою судьбу с бизнесом. И не с простым, а с ювелирным. Производил, торговал, участвовал в многочисленных Всероссийских выставках и самостоятельно провёл первые четыре ювелирные выставки в Дагестане в 2006 и 2007 годах. Давала видимо о себе знать золотая медаль ВДНХ, заслуженная мною за чеканную работу по металлу ещё в школьные годы. Вроде как занимался бизнесом, ездил за границу по обмену опытом, посещал центры ювелирного производства и торговли. В Баку и Дубае, в Бангкоке и Стамбуле, любовался мировыми брендами ювелирного искусства итальянских и французских ювелирных домов. Мечта была такая, чтобы многовековая культура многонациональных и многоконфессиональных народов Кавказа, воплощённая в новые идеи уже современного ювелирного искусства, заявила о себе на всех торговых площадках и мировых подиумах.

Весной 2019г. в рамках выставки «Молодые ювелиры Дагестана» я провел презентацию готовящейся выставочной программы “КАВЭТНОВО” - кавказское этническое новое. Цель данного проекта была показать, что орнаменты и старинные техники ювелирного производства Дагестана могут найти отражение в новых изделиях, а не только в традиционных изделиях и антиквариате. Чтобы всё это получило распространение среди людей, а школа ювелирного искусства воплощалась в современных изделиях и эти изделия выбирала и носила молодежь России, и эта продукция пользовалась известностью и популярностью в других странах.

Но трудно всё это шло, а сейчас идёт ещё трудней… Прежде всего, сама отрасль завязанная на обороте драгоценных металлов и камней, исторически совсем не отлажена, с чем и связаны сложности по регулированию и по чрезвычайному контролю. И сейчас, к сожалению, в обществе ситуация сложилась такая, что даже заслуженные художники, мастера, носители всех тех знаний и исторического опыта, начинают отходить от дел. На вопрос почему отвечают: потому что рискованно, жёстко и трудно, как самому производить, так и выходить на рынок. Уходит древнее искусство из нашего народа. Своими руками затираем переданные нам нашими предками традиции.

Обсудив с друзьями, мастерами и «коллегами по цеху», пришли к выводу, чтобы создать плотность изделий, произведённых дагестанскими мастерами, качественнее, оригинальнее и самобытнее, вытесняя и заменяя собой привозную и импортную ювелирную продукцию, необходимо будет решить целый ряд задач. Во-первых, объединиться, чтобы собственно мы стали представлять из себя коллективную общность мастеров. Но объединиться не под кого-то, а самим, как равные. Выработать свою этику и выработать свою программу, потому как государственными лидерами, Президентом, руководством региона в настоящий момент везде заявлено, что малый бизнес поддерживается, традиции и национальное искусство поддерживаются, в Совете Федераций обсуждается закон о прикладном этническом искусстве, внутренний туризм поддерживается - чтобы люди приезжали, покупали памятные этнические традиционные изделия. У Дагестана в этой сфере потенциал колоссальный, мы можем иметь свой золотой базар как в Дубае и Мумбаи, в Стамбуле и Гонконге.

А чем, собственно, Махачкала хуже. Почему бы дагестанским производителям не заиметь собственных представителей в регионах России, ведь Россияне-то Кавказ любят, очень многие из старшего поколения о Дагестане и дагестанцах отзываются очень тепло, как о гостеприимном крае. Сюда приезжали в командировку, постажироваться, пройти практику и просто отдохнуть. Искусство дагестанских златокузнецов востребовано было во все века. Кинжалы, посуда, серебро покупают на свадьбы, юбилеи и иные праздники. Это в традициях России и вошло уже в быт многих современных семей, а дагестанское ювелирное искусство Кубачи так и вовсе мировой бренд. Так надо брать и максимально использовать, преумножать этот богатый потенциал.

Для этого надо использовать определённую всеми сторонами, согласованную дорожную карту. Создать нам некий свой творческий союз, наметить план возрождения традиций, школы мастеров, поддержки государства. Понятно, что нужны какие-то формы постоянного взаимодействия, круглые столы. Потому как силовики решают свою задачу, налоговики свою, контрольные органы свою, но надо как-то со всеми договариваться о приемлемых законом и подзаконными актами отрегулированных правилах, чтобы это не зажимало само дело, не убивало саму тему, потому как если будет убита собственно деятельность мастеров и художников, то и контроль будет не нужен никакой и налоги будет брать не с чего, то есть мы настолько ситуацию зажмём, что всё будет, извините, в стопе…

А потому давайте мы все соберёмся, эти гипертрофированные функции отрегулируем, введём необходимые внутренние процессы саморегулирования и возродим то достояние, которое досталось нам от предков.