Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
30 октября 2020 у российского джазового коллектива LRK Trio вышел уже четвёртый по счету студийный альбом «Memory Moment». Как и два предыдущих, «If You Have a Dream» (2017) и «Urban Dreamer» (2018), его выпустила для всемирного рынка норвежская компания звукозаписи Losen Records. На рынке России и СНГ альбом представляет лейбл Butman Music Records.
Трио, в которое входят пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов, на международной джазовой сцене уже пять лет — если включать в их дискографию альбом 2015 года «Open Strings»: «Джаз.Ру» при появлении той работы высоко оценил её, но задним числом видно, что формирование концепции трио ещё не было завершено — ведь на обложке дебютного альбома стояли имена только Лебедева и Ревнюка, хотя Кравцов в записи уже участвовал. Под названием LRK Trio, хорошо приспособленном для мирового рынка (мало кто за пределами российского культурного пространства способен выговорить «Lebedev-Revnyuk-Kravtsov» и уж тем более запомнить это сочетание звуков), они с 2017 года начали мощную международную экспансию, в ходе которой одними из первых базирующихся в России джазовых ансамблей стали регулярно выпускать записи на солидном европейском лейбле с мощной международной дистрибьюцией и активно гастролировать по Европе, Японии и США. В общем, если у России есть сейчас узнаваемый джазовый экспорт — а он в последние годы, конечно, есть — то LRK Trio находятся на острие этого направления.
Новый релиз ансамбля стилистически продолжает поиски, начатые ещё на «Open Strings». И за пять лет направление этих поисков не изменилось, но уточнилось и усложнилось. Стало меньше интонаций русской песни, но общий русский мелодический колорит никуда не ушёл — в конце концов, именно он определяет стилистическое своеобразие LRK Trio, причём это не колорит частушки, но общая «благородная» линия русской музыки — мелодическая линия, условно говоря, Глинка — Мусоргский — Чайковский — Рахманинов (а впрочем, временами, скорее, Прокофьев). Стало больше урбанизма, программности, больше электронных звучаний и современных ритмических решений. Электрическая бас-гитара звучит пусть и не так часто, как контрабас, но явно завоёвывает себе новые пространства — и тем убедительнее слышно, что Антон Ревнюк по-прежнему один из немногих басистов на российской (и не только российской) сцене, кто владеет обеими разновидностями инструмента в совершенстве, с полным знанием особенностей каждого, не пытаясь приспосабливать умения электробасиста к акустическому контрабасу и наоборот. Вообще роль Ревнюка в этом альбоме весьма велика, и не только благодаря его композиторскому вкладу и соло в развёрнутых композициях трио.
Три его сольные прелюдии на акустическом контрабасе, в соответствии с логикой «начал программирования» названные «If», «To» и «Return» (не хватает, кажется, только «Then» на второй позиции), выступают в роли своего рода звуковых якорей всего альбома, если рассматривать его не просто как сумму треков, но как именно альбом, выстроенный по законам композиции крупной формы. Причём крупной формы, в которую встроена ещё одна крупная форма: альбом открывается эпического масштаба четырёхчастной сюитой «Утро / Долгий день / Вечер / Бег», в третьей части которой (выбранной ансамблем для публикации в виде сингла, предваряющего релиз альбома) звучит яркое соло Ревнюка на бас-гитаре.
Что касается электричества в целом, то в новом альбоме заметно выросла роль синтезаторов — и надо отметить, что Евгений Лебедев явно глубоко изучил современные тенденции и использует не только синтезаторные «пэды» (гармоническое заполнение) и одноголосные соло, но и гораздо более сложные структуры — автоматизированные аккордовые арпеджио, полифонические построения, многослойные, почти симфонические звуковые конструкции, причём зачастую со вплетённым в них тембром акустического рояля, который остаётся его «главным калибром».
Именно роялю он чаще всего поручает изложение и развитие темы, и благодаря сочетанию звучания классического рояля, опоры на ровные 16-е длительности в партиях ударных и ярко синкопированные акценты в совместном построении гармонической ткани роялем и контрабасом временами возникает ощущение стилистической близости к скандинавским «пауэр-трио» начала 2000-х.
Что ж, сложно отрицать влияние направления, самым популярным представителем которого был покойный Эсбьорн Свенссон, на всю европейскую сцену последних двух десятилетий. Но вот уж чего нет в новом альбоме, так это подражания: музыка трио глубоко оригинальна и при этом сохраняет узнаваемо русский колорит. Символично, что в самой «русской» по колориту пьесе, единственном треке с однозначно русским названием («Petrushka»), самое отчаянно-русское, на разрыв рубахи на груди, соло играет единственный на всём альбоме приглашённый солист — и это польский саксофонист Гжех Пиотровский, в составе оркестра которого Лебедев, Ревнюк и Кравцов выступали как ритм-секция два года назад в шоукейсах европейского джаза на форуме Jazzahead! в Бремене.
Пожалуй, это на сегодняшний день самая композиционно сложная, самая зрелая и при этом наиболее доступная неспециализированной аудитории работа московского трио. По многоплановости, тембровому и ритмическому разнообразию звучания граничащая с современным прог-роком, работа эта тем не менее остаётся на джазовой стороне — вот только это никоим образом не джазовый мэйнстрим, это современный полистилистический джаз; причём, во-первых, это всемирная музыка двадцать первого века, а во-вторых — музыка безусловно российская по происхождению. Противоречие? Ничуть. Глобальность этой музыки определяется её укоренённостью в национальной культуре. Оторвись от корней — быть может, выиграешь в сиюминутном успехе, но в перспективе лет и десятилетий останешься в утекающем потоке безликого конвейерного производства. Но «чтобы стоять», и стоять прочно, имея возможность привлекать слушателей и год, и десять лет спустя, заметно выделяться в мировом культурном ландшафте — по меткому выражению поэта, нужно «держаться корней». На своём новом альбоме LRK Trio делает это как нельзя лучше.
СЛУШАЕМ ВЕСЬ АЛЬБОМ:
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!