Каждому известно, что Битломания оставила значительный след во всех сферах жизни второй половины XX века. И было бы удивительно если бы в стороне остались комиксы - один из самых популярных жанров массовой культуры эпохи посмодерна.
В период наивысшей популярности группы, выходили одностраничные газетные стрипы. В 1970-е они были собраны в «Beatles in Comic Strips».
Спустя 20 лет появилась уже самостоятельная серия комиксов: «Beatles Experience».
А еще через 20 лет - «The Beatles Story».
Где то в промежутке между ними вышла графическая биография Джона Леннона.
Естественно, Битлы, как символы эпохи, почтили своим "гостевым" присутствием огромное количество популярных комикс-серий от "Арчи" до "Бэтмена".
Однако в нашей стране, не смотря на начавшееся несколько лет назад развитие комикс индустрии, как то эти истории обходили стороной. До недавнего времени многие отечественные читатели и не знали, что самая популярная группа становилась персонажами графических историй.
Конечно, можно вспомнить две страницы, посвященные The Beatles, в комикс-энциклопедии «История рока». Но она вышла в 1992 г. и сегодня не у каждого коллекционера сохранилась.
Был еще комикс отечественного художника Алексея Никтина «Britolz», вышедший в 2012 г., в котором некоторые фрагменты из истории группы, пересказанные в духе Хармса, нарисованы в нарочито приметивистской манере. Но всем ценителям группы настоятельно бы советовал обойти это издание стороной, дабы нервы себе сберечь. Хотя Джон Леннон такое творение бы явно одобрил.
Но вот за последние пару лет российские издатели решили одуматься и битловские истории в комиксах стали издаваться. Интересны эти работы тем, что в них описываются по сути одни и те же события, но в разной стилистике, с индивидуальной подачей, в каждом случае с уникальной манерой рисунка. Если бы каждый из этих комиксов был экранизирован, то мы бы получили абсолютно разные по стилю и жанру произведения несмотря на общий сюжет. Потому читать и сравнивать их занятие крайне увлекательное.
Давайте же рассмотрим эти графические истории подробнее.
ПЯТЫЙ БИТЛ. Вивек Дж. Тивари (автор), Эндрю С. Робинсон (художник), Кайл Бейкер (художник главы «Хаос на Филиппинах»)
«Мифология интересней и лучше запоминается! Так что мы создаем легенды, а не раскрываем истину!» - так сказал в этой книги Брайан Эпстайн. И сам комикс - это прекрасный образец воплощения данной фразы.
Повествование основано на дневниках самого Брайана, но в ней много таких моментов, которые наполняют сюжет мистикой и придают ему тот антураж, за который читатели и любят графические новеллы.
Действительно в комиксе полно моментов, в реальность происхождения которых верится с трудом: Джон Леннон берет бесплатно пластинки в магазине Эпстайна. Эд Саливан договаривается о первом выступлении The Beatles в своем телешоу при помощи куклы-чревовещателя, да и сами переговоры проходили непосредственно в момент убийства Джона Кеннеди. Очень странный разговор с продюсером Элвиса полковником Томом Паркером. Приключения на Филлипинах показанные в духе фильма Help! И это только самые запоминающиеся моменты.
Представленная история не об успехе четырех парней из Ливерпуля, а о том, как предприимчивый продюсер приложил все силы для того, чтобы создать этот успех. Битловская история проходит где то на заднем плане, а на переднем переживания Брайана Эпстайна, его взаимоотношения с людьми и своеобразные галлюцинации. Особенно драматичным у авторов получился финал, в котором показано все то, что чувствовал герой в последние моменты своей жизни.
Прорисовка выполнена очень качественно. Персонажи выглядят довольно похожими на своих прототипов. Конечно это не портретное сходство, определенная доля карикатурности присутствует, но это только добавляет эффекта истории. Цветовая гамма каждой страницы прекрасно отображает описываемый момент, и порой в него просто погружаешься и веришь, что в реальности все именно так и было.
Такое сочетание качественной истории и прекрасного рисунка – создает перед нами удивительную историю неординарного человека. Она позволяет по новому взглянуть на жизнь Брайана Эпстейна, узнать его внутренний мир и понять почему именно он достоин права носить имя «Пятый Битл».
THE BEATLES. РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. Маури Куннас
Этот комикс создал финский автор, который сам играет в рок-группе и рисует детские книжки по собственным сценариям. В данном издании эти два фактора отразилось и в манере рисунка и в подаче материала. При этом назвать данную книгу детской язык не повернется. Скорее мы видим сатирический взгляд на историю самой известной в мире группы. Причем сам Куннас называет себя битломаном, так что к своему комиксу он просто не мог подойти плохо.
Повествование начинается с момента рождения всех героев и заканчивается записью первых синглов. Это рассказ о детстве и юности музыкантов, их знакомстве, ранних гастролях, пути к славе и начале триумфа. Конечно, все знают эту историю, но в такой веселой и отвязной манере она до сих пор не рассказывалась. Повествование идет в очень быстром темпе, но при этом находится место самым даже незначительным подробностям, многие из которых, в последствии, повлияют на жизнь каждого из участников группы. Пока читаешь этот комикс, то несколько раз буквально начинаешь хохотать. Разукрашивание клуба «Касба», известная фотосессия у Астрид Кирхгерр (причем с Ринго, «случайно» попавшим в кадр), первое появление на студию Abbey Road (пародируется та самая известная обложка, только музыканты идут в другую сторону) - все это с лихвой наполняет данный комикс. И его обязательно нужно прочитать неоднократно, поскольку с первого раза многие детали просто не замечаешь.
Сами персонажи хоть и нарочито выглядят как герои мультфильмов, но хорошо узнаваемы. Даже те, кто появляется лишь в эпизодах. А таких героев тут довольно много. Создается впечатление, что автор настолько досконально знает биографию The Beatles, что нашел возможность в своем творении уделить внимание таким людям как Пит Шоттон, Мона Бест, Аллан Уильямс, Джонни Джентл, Клаус Форман, Брайан Келлер, Билл Харрис и многим другим, без кого историю группы представить можно, но полной она не будет. Естественно нашлось место и человеку на пылающем пироге, подарившему группе ее название (автор говорит, что это самая правдоподобная версия происхождения имени группы). А уж Джаггер и Ричардс из The Rolling Stones в образе херувимов при каждом своем появлении вызывают неописуемый восторг.
Конечно, возможно не всем такая подача истории The Beatles может прийтись по душе, но тем не менее наряду с юмором и едким сарказмом в ней есть некая трогательность и уважение к героям, что делает ее по настоящему искренней и доброй.
THE BEATLES. ИСТОРИЯ. Ангус Аллан (автор) Артур Рэнсон (художник)
Спустя 20 лет после выхода оригинала этот комикс дошел и до российских читателей. Это история о пути к успеху и неизбежному финалу группы. Все в ней прописано филигранном четко и отчетливо. Такое чувство, будь то прочитал упрощенный вариант "Антологии".
Классическая черно-белая история выполнена с такой художественной точностью и четкостью, что можно прямо брать какую ни будь известную фотографию и ставить рядом с любой страничкой! Сходство будет просто фантастическое! Автор подошел к прорисовке настолько скурпулезно, что ему удалось в полной мере передать каждую деталь рисунка. И в этой связи радует, что на страницы попали очень многие персонажи околобитловской истории. Вот к примеру без Литла Ричарда вполне можно было бы и обойтись, но тем не менее он есть. При этом выглядит так, как будь то сошел со старой фотографии. И так буквально со всеми героями. Уверен, что даже лица фанаток были взяты исключительно с кадров кинохроник.
В то же время изображение самих музыкантов меняется по ходу повествования. На рисунках четко видно как они повзрослели, изменились не только внешне, но и внутренне. А изображения обложек альбомов выглядят как фотограчическая копия с оригиналов. Ни когда не догадаешься, что они были выполнены при помощи туши мастерской рукой художника.
Как уже сказал, заслуживает внимание и сама подача истории группы. С одной стороны ни чего лишнего. Возьми любую книгу про The Beatles каждая из историй этого комикса окажется там в обязательном порядке. Это основные вехи жизни коллектива, изображенный с документальной точностью и практически без лишних отступлений. Но потому это и комикс, что в нем ряд самых значимых моментов передан через диалоги, отражающих легендарный битловский юмор. Причем авторы вложили в уста героям только те реплики, которые они реально произносили.
Для особой подачи и закрепления материала используется прием обратных флэшбеков. Когда вдруг по среди рассказа про 1961 г. мы неожиданно видим изображение Леннона из середины 1970-х, который одной точной и емкой фразой описывает произошедшее событие. И таких пасхалок для фанатов по всему комиксу в достаточном количестве.
Именно грамотное сочетание сценария и рисунка и делает данную историю группы универсальной. Любой даже не знакомый с The Beatles в легкой и наглядной форме узнает про основные события легендарного коллектива. А каждый матерый фанат будет внимательно изучать казалось бы уже многократно известные события и по-детски радоваться, когда на страницах ему будут попадаться знакомые факты.