Найти тему

Очередной фильм об угнетении

«Антебеллум» имеет замашки умопомрачительной сложности повествования в духе фильмов М. Найта Шьямалана, но вместо этого оставляет вас ошеломленным в недоумении. В самом плохом смысле этого слова.

Это также основано на большом хитроумном повороте, который частично удивляет на 40-й минуте, прежде чем добивать поворотами в третьем акте. «Антебеллум» также очень старается сказать что-то актуальное и резонансное о расовых беспорядках нашего времени как о продолжении сотен лет систематического угнетения.

Дебютный полнометражный фильм от команды сценаристов и режиссеров Джерарда Буша и Кристофера Ренца чрезвычайно амбициозен как по содержанию, так и по форме надо отдать им должное. Но, в то же время полусырые в моменты с прошлым и настоящим, фактом и вымыслом, кошмаром и реальностью. В начале повторяется знакомая цитата Уильяма Фолкнера:

“Прошлое никогда не бывает мертвым. Это даже не прошлое”

Неужели это все, что пытаются нам сказать эти парни?

Но в то время как «Антебеллум» завораживает, он также оставляет неприятный привкус во рту из-за злобного изображения жестоких сцен из фильмов о рабстве. Женщина бежит, спасая свою жизнь, по полям плантации, солдаты Конфедерации верхом на лошадях яростно гонятся за ней. Оттенок ее зеленого платья идеально сочетается с высокими травинками, а солнечный свет блестит на слезах, текущих по ее лицу. Веревка падает на ее шею и тащит ее на землю. Все это происходит в замедленном темпе, чтобы мы могли погрузиться в каждую мрачную деталь - и это всего лишь первый эпизод.

Постер к фильму. Взят из поиска Яндекс.
Постер к фильму. Взят из поиска Яндекс.

Лидер Конфедерации, известный только как «Он» (Эрик Ланге), выбивает из нее все что только можно, в качестве наказания, прежде чем заклеймить ее и объявить своей собственной. Джек Хьюстон добавляет не столь тонкую атмосферу угрозы в роли садистского и слегка распущенного офицера, а Джена Мэлоун в роли его жены полна сладострастного злодейства.

Все это происходит давным-давно, но потом мы видим, как войска Гражданской войны маршируют по ночам, несут факелы и скандируют «кровь и земля» на пути к обеду, где «Он» обращается к ним с воодушевляющей речью с некоторыми знакомыми фразами. «Это единственная надежда, которая у нас есть на сохранение нашего наследия, нашего образа жизни», - говорит он им, и все это мы слышали недавно от сторонников превосходства белой расы и альтернативных правых, когда они участвуют в расистских демонстрациях ненависти и насилия.

Внезапно декорации меняются, и Иден просыпается в стильном особняке рядом с мужем (Марк Ричардсон) и дочерью (Лондон Бойс). Теперь она Вероника, успешный и востребованный писатель, живущий привилегированной жизнью. И всю песчаную, зернистую тьму плантации в наши дни сменил холодный минимализм. (Уругвайский кинематографист Педро Луке Бриоццо создает образы, которые всегда сочные, даже если фактическое содержимое кадра не соответствует действительности.)

Так в чем же дело? Что правда? Кто такая Иден / Вероника и что происходит на самом деле? То, что задумали создатели фильма, и то как оно на самом деле работает далеко не так важно. Миловидные отсылки к Томасу Джефферсону и Роберту Э. Ли, скорее вызывают закатывание глаз, чем ох и ах. Габури Сидибе выступает как приятель Вероники и лучшая подруга, которая всегда выдаёт нахальные остроты или стервозную шутку. Но, создается впечатление, как будто она пришла из совершенно другого фильма - романтической комедии в которой её персонаж также был бы оскорбительным черным стереотипом.

Кадр из фильма. Взят из поиска Яндекс.
Кадр из фильма. Взят из поиска Яндекс.

Подобно тому, как сюжетная линия рабыни Идена кажется банальной и шаблонной, блестящая жизнь Вероники, наполненная богатством и совершенством, по-своему так же поверхностна. Все и вся слишком отполированы - нам как зрителям не за что держаться. И, может быть, это и было целью Буха и Ренца: бросить вызов банальным способам показа афроамериканских историй на экране. Но вместо этого они просто подают то же самое без особого понимания.

Монаэ, как всегда сияет. У нее захватывающее присутствие на экране независимо от материала, но степень ее харизмы меркнет по мере того, как ситуация становится все глупее. Даже она не может привнести что-то в роль, когда в ее персонаже так бесконечной виктимизации и пустых банальностей о расширении прав и возможностей.

Понравился ли тебе фильм? Пиши в комментариях!