«Антебеллум» имеет замашки умопомрачительной сложности повествования в духе фильмов М. Найта Шьямалана, но вместо этого оставляет вас ошеломленным в недоумении. В самом плохом смысле этого слова.
Это также основано на большом хитроумном повороте, который частично удивляет на 40-й минуте, прежде чем добивать поворотами в третьем акте. «Антебеллум» также очень старается сказать что-то актуальное и резонансное о расовых беспорядках нашего времени как о продолжении сотен лет систематического угнетения.
Дебютный полнометражный фильм от команды сценаристов и режиссеров Джерарда Буша и Кристофера Ренца чрезвычайно амбициозен как по содержанию, так и по форме надо отдать им должное. Но, в то же время полусырые в моменты с прошлым и настоящим, фактом и вымыслом, кошмаром и реальностью. В начале повторяется знакомая цитата Уильяма Фолкнера:
“Прошлое никогда не бывает мертвым. Это даже не прошлое”
Неужели это все, что пытаются нам сказать эти парни?
Но в то время как «Антебеллум» завораживает, он также оставляет неприятный привкус во рту из-за злобного изображения жестоких сцен из фильмов о рабстве. Женщина бежит, спасая свою жизнь, по полям плантации, солдаты Конфедерации верхом на лошадях яростно гонятся за ней. Оттенок ее зеленого платья идеально сочетается с высокими травинками, а солнечный свет блестит на слезах, текущих по ее лицу. Веревка падает на ее шею и тащит ее на землю. Все это происходит в замедленном темпе, чтобы мы могли погрузиться в каждую мрачную деталь - и это всего лишь первый эпизод.
Лидер Конфедерации, известный только как «Он» (Эрик Ланге), выбивает из нее все что только можно, в качестве наказания, прежде чем заклеймить ее и объявить своей собственной. Джек Хьюстон добавляет не столь тонкую атмосферу угрозы в роли садистского и слегка распущенного офицера, а Джена Мэлоун в роли его жены полна сладострастного злодейства.
Все это происходит давным-давно, но потом мы видим, как войска Гражданской войны маршируют по ночам, несут факелы и скандируют «кровь и земля» на пути к обеду, где «Он» обращается к ним с воодушевляющей речью с некоторыми знакомыми фразами. «Это единственная надежда, которая у нас есть на сохранение нашего наследия, нашего образа жизни», - говорит он им, и все это мы слышали недавно от сторонников превосходства белой расы и альтернативных правых, когда они участвуют в расистских демонстрациях ненависти и насилия.
Внезапно декорации меняются, и Иден просыпается в стильном особняке рядом с мужем (Марк Ричардсон) и дочерью (Лондон Бойс). Теперь она Вероника, успешный и востребованный писатель, живущий привилегированной жизнью. И всю песчаную, зернистую тьму плантации в наши дни сменил холодный минимализм. (Уругвайский кинематографист Педро Луке Бриоццо создает образы, которые всегда сочные, даже если фактическое содержимое кадра не соответствует действительности.)
Так в чем же дело? Что правда? Кто такая Иден / Вероника и что происходит на самом деле? То, что задумали создатели фильма, и то как оно на самом деле работает далеко не так важно. Миловидные отсылки к Томасу Джефферсону и Роберту Э. Ли, скорее вызывают закатывание глаз, чем ох и ах. Габури Сидибе выступает как приятель Вероники и лучшая подруга, которая всегда выдаёт нахальные остроты или стервозную шутку. Но, создается впечатление, как будто она пришла из совершенно другого фильма - романтической комедии в которой её персонаж также был бы оскорбительным черным стереотипом.
Подобно тому, как сюжетная линия рабыни Идена кажется банальной и шаблонной, блестящая жизнь Вероники, наполненная богатством и совершенством, по-своему так же поверхностна. Все и вся слишком отполированы - нам как зрителям не за что держаться. И, может быть, это и было целью Буха и Ренца: бросить вызов банальным способам показа афроамериканских историй на экране. Но вместо этого они просто подают то же самое без особого понимания.
Монаэ, как всегда сияет. У нее захватывающее присутствие на экране независимо от материала, но степень ее харизмы меркнет по мере того, как ситуация становится все глупее. Даже она не может привнести что-то в роль, когда в ее персонаже так бесконечной виктимизации и пустых банальностей о расширении прав и возможностей.
Понравился ли тебе фильм? Пиши в комментариях!