Найти тему
РУССКИЙ ЯКОРЬ

Россия боится электромобилей?

Изображение с сайта kolesa.ru
Изображение с сайта kolesa.ru

Так сложилось, что в нашей стране к электромобилям и к процессу электромобилизации относятся со скептисом и с неким пессимизмом, порой насмешливо отзываясь о тех, кто считает, что за электромобилями – будущее. А ведь в Европе, да и не только в Европе, но и в Китае, скажем, таких людей, исповедующих веру в машины «на батарейках», всё больше и они заявляют, что лет через двадцать электромобили сумеют вытеснить машины с ДВС, как некогда были вытеснены гужевые повозки с городских мостовых.

Однако наши, российские скептики, которых немало, и которые, подчас довольно активны в отстаивании своей точки зрения, приводят массу доводов против «машин на батарейках», заявляя, что этакие машины, вернее их использование таит в себе массу неприятных сюрпризов, а сумма полезных качеств электромобилей весьма сомнительна, в сравнении с «традиционными» автомобилями.

Первый довод, который звучит чаще всего, состоит в том, что широкое распространение электромобилей, коль таковое будет, неминуемо спровоцирует коллапс электросетевого хозяйства, перегрузку мощностей, и всё прочее в этом духе, способное нарушить нормальное функционирование привычной нам жизни, почти целиком зависящей нынче от стабильности напряжения в сети.

Этот довод довольно долгое время казался убедительным, но нынче он всё больше сдаёт позиции и потихонечку меркнет, поскольку в мире уже есть государство, и не такое уж маленькое, в котором количество электромобилей растёт с каждым месяцем, и в ближайшей перспективе составит половину от всех личных транспортных средств населения, а никакого коллапса нет и не было, всё удаётся сбалансировать в рабочем режиме.

Речь, конечно же о Норвегии, она у нас – лидер в сфере электромобилизации, хотя нынче и другие страны Европы наращивают парк «машин на батарейках», и опять же катастрофических последствий для электросетей нет и в помине. Проблемы наверняка возникают, но все они решаемы и очень далеки от тех мрачных прогнозов, каковые рисовали вышеупомянутые скептики.

Но у скептиков есть и другие «козыря» в рукаве, они их нередко достают оттуда, при каждом удобном случае, однако не стану перечислять эти «козырные» доводы и опровергать их, поскольку тема моей заметки несколько иная.

Как вы наверное успели догадаться, я не отношусь к категории крайних скептиков, настроенных против «машин на батарейках», а скорее напротив всё больше присматриваюсь к этим новинкам, с нетерпением ожидая когда же и в нашей стране появятся свои марки электромобилей и начнут завоёвывать рынок и сердца потребителей.

Однако порой не оставляет чувство, вернее подозрение, что те скептики, о которых шла речь, нашлись не только в среде «диванных аналитиков», заседающих в интернете, но и среди весьма влиятельных деятелей, принимающих решения в политике и в промышленной сфере. И многое говорит о том, что процесс электромобилизации в нашей стране намеренно тормозят, несмотря на показные меры стимулирования данного процесса. Примет такого «торможения» масса, и, в первую очередь – отказ в господдержке тех проектов, тех начинаний, которые стремятся вывести на свет божий оригинальные разработки электромобилей. Я мог бы озвучить здесь эти названия, но это будет реклама, а заметка моя совсем не рекламная.

Сказать я хотел о том, что в нынешнем российском обществе существует страх перед эрой электромобилей, который основан на том, будто снижение потребления бензина (а также дизеля и прочего углеводородного топлива), настолько сильно ударит по экономике России, отнимет у неё такую часть доходов, разрушит столько цепочек в промышленности, транспортной инфраструктуре и в прочих сферах нашего хозяйства, что лучше продолжать использовать машины с ДВС, чем пытаться встроиться в процесс электромобилизации, (который означает по сути передачу инициативы, с таким трудом отвоёванной нашей страной на мировой арене прежде всего в Европе).

В самом деле, в последние двадцать лет, Россия ухитрялась перехватывать инициативу, закономерно, и пожалуй правильно используя «нефтегазовый вентиль», своё пресловутое «оружие», способное порой охладить иные «горячие головы» в Европе, стремящиеся всё более и более выдавливать Россию с территории российских геополитических интересов. И потому, трудно спорить с тем, что в опасениях тех, кого я назвал скептиками, есть свой резон, ибо они стараются мыслить по-государственному, даже когда вслух произносят доводы будто бы экономические.

Однако и здесь не всё так просто. В-первых эра углеводородов рано, или поздно, но истечёт, и нам, так или иначе, придётся выстраивать новую политику в «экономической обороне», да и в экономике вообще, искать новые способы выстраивания позитивной взаимозависимости с странами Европы, которая нужна, ибо «охлаждает горячие головы», и делать много другого, разного, трудного, нового.

Кто знает, может быть со временем наша страна сумеет стать лидером в сфере какой-то совершенно новой, прорывной отрасли в разработках двигателей, для тех же электромобилей, а может быть и в совершенно новых видах транспортных средств, как лидировала когда-то в космических технологиях, в сфере ядерной энергетики, в судостроении (где были вполне себе уникально-концептуальные разработки, к примеру – суда на подводных крыльях, которые даже Нидерланды закупали). Да, что там, много можно всего перечислить.

Но с другой стороны можно вспомнить и о том, как нередко у нас в России стопорят, не дают ходу новым изобретениям, разработкам, новым затеям, опасаясь, что этакие затеи повредят устоявшемуся порядку вещей в экономике, в политике.

Забавно вспомнить, но ведь в конце 19 века, в нашей стране была мощная партия противодействия идее строительства железной дороги в Сибирь. Да-да, нашлось немало влиятельных людей, которые многое делали, чтоб застопорить эту «вредную затею». В первую очередь это были торговцы зерном и сливочным маслом, которые боялись того, что с пуском железнодорожного сообщения сибирское зерно и знаменитое сибирское масло наводнит рынок России, да и Европы, и резко обвалит цены на сии товары.

Однако, как мы знаем, строительство Транссиба принесло нашей стране такие экономические выгоды, что их трудно даже посчитать, насколько они колоссальны.

Есть и другие примеры, масса примеров того, как боязнь внедрения и развития «сомнительных новинок» норовила сыграть злую шутку с теми, к их опасался.

Так вот, речь я веду к тому, что напрасно те люди, которых я в самом начале заметки назвал скептиками электромобилизации, ищут массу каких-то доводов против «машин на батарейках», хотя на самом деле опасаются того, что Россия утратит часть своего влияния в Европе, часть своей экономики, связанной с добычей углевододородов, часть своей транспортной инфраструктуры, связанной с перемещением этих углеводородов, ведь вместо того, чтоб предаваться этим страхам лучше искать новые сферы, с помощью которых Россия сумела бы лучше и надёжнее привязать капризную Европу к себе, охладить её «горячие головы», что норовят переписывать историю и выдавливать Россию на периферию геополитики.

Век нефти всё равно кончится, и может быть он уже истекает на наших глазах, глупо хвататься за его возможности, не замечая новых возможностей и вызовов. Станут ли электромобили магистральным направлением развития транспорта, или будут тупиковым – это пока неясно, ибо наперёд ничего знать невозможно, но точно можно сказать, что Россия должна первой в этом разобраться, а значит должна, просто обязана, вместо разговоров и споров, порой совершенно ненужных и бесплодных, рвануть в сторону новых разработок в сфере электромобилизации. А на первом этапе, хотя бы перестать осыпать градом насмешек и злой критики тех первопроходцев, которые, несмотря ни на что, пытаются что-то делать в этой сфере, что-то изобретать, набивая себе шишки и пробивая новые пути.