Найти в Дзене

Законны ли действия общественных объединений проверяющих бизнес.

Алматинские предприниматели пожаловались в НПП «Атамекен» на действия различных общественных объединений по защите прав предпринимателей.

В последнее время участились проверки предпринимателей со стороны данных объединений, якобы на основании жалоб потребителей. При этом используется фото- и видеофиксация проверки, после чего предпринимателям выствляются претензии с требованием возмещения расходов по досудебному урегулированию спора (порядка 200 000 тг.). В противном случае общественное объединение грозит обратиться в суд, заявив при этом требование о возмещении затрат в гораздо большем размере.

Правомерность данных действий разъяснил Начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей г.Алматы.

В первую очередь, необходимо иметь ввиду, что Законом №274-IV от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей» предусмотрен трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб потребителей:

  • рассмотрение жалобы (претензии) от потребителя продавцом самостоятельно, либо с помощью субъектов досудебного урегулирования споров (ст.42-4 Закона). При этом перечень таких субъектов утвержден Приказом Минторговли №180-НҚ от 24.08.2020 г.;
  • рассмотрение жалобы уполномоченным госорганом - Департаментом по защите прав потребителей (с жалобой потребитель вправе обратиться не позднее 2 месяцев с даты обращения к продавцу с претензией);
  • обращение потребителя в суд (либо в суд от имени потребителя, при наличии доверенности, может обратиться общественное объединение по защите прав потребителей).

Рассмотрение жалоб на нарушение прав потребителей производится именно в таком порядке, с соблюдением последовательности этапов.

Могут ли общественные объединения требовать от бизнесменов оплату досудебных расходов.