Найти тему

Как жить в кемпере

Бросить всю суету, купить яхту и пойти в бесконечную кругосветку — об этом мечтают многие. Публикуем вашему вниманию статью Михаил Крутянский ,об его опыте проживания в кемпере на протяжении пяти лет в разных странах Европы.

Израильский паспорт мне очень помогает с визовым вопросом. Кроме того, я использую простой лайфхак — Андорра, Хорватия, Черногория, Болгария хоть и находятся в Европе, но не входят в Шенген.

-2

Мой первый кемпер — LMC A545 на базе Fiat Ducato с самым мощным на то время культовым двигателем от Iveco 2.8 idTD. Кемпер прошел на тот момент 165 000 км, а я добавил ему еще 120 000. Купил его на юге Германии за 13 000 евро, а продал в Португалии за 9000. За четыре года эксплуатации я составил целый список того, чего бы мне хотелось от нового кемпера, и принял решение, что мой LMC устарел. Зажав пояс и потратив две недели на круглосуточную рутину по выбору нового дома, в прошлом году купил Chausson 03 на базе Ford Transit от 2012 года с 53 000 км пробега за 27 000 евро. Это уже совсем другая история — состояние как новый, недочетов и дефектов за шесть месяцев ежедневной эксплуатации выявлено не было! Да, как автомобиль первый Дукато был лучше Транзита, но при выборе надо учитывать все факторы, а базовое шасси — хоть и важный фактор, но далек от определяющего. В итоге получил все, о чем мечтал — больше жилого пространства и меньше размер туалета, длиннее колесная база и меньше задний свес, мощнее и экономичнее движок, шесть посадочных мест и полное отсутствие рутинных ремонтов.

До какой степени кемпер автономен?

-3

Полностью на этот вопрос я ответил в марте — апреле 2020 года, когда почти все европейские страны объявили полный локдаун. В этот момент мы с девушкой закупились продуктами, выбрали наиболее дикий и незаселенный уголок Португалии и сделали его своей дачей.

Оказалось, что со всем багажом знаний, полученных за годы путешествия в кемпере, мы оказались полностью автономны и выехали в город только через две недели — за покупкой продуктов и чтобы сдать вещи в стирку. За месяц такой жизни мы потратили где-то 600 евро.

-4

Холодильник

-5

Продуктов в кемпере хватает на двоих на две недели, если не начинать складировать консервы в непредназначенные для этого места. Емкости холодильника хватает на 10–14 дней. И это речь про холодильники «половинной» высоты.

-6

В интегрированных и альковных автодомах начиная с 2015 года часто делают полноразмерный холодильник до потолка. В теплом климате на то, чтобы поддерживать минус в морозилке и +5 в холодильнике, хватает одного 11-килограммового баллона газа на три недели. В Португалии закупка продуктов в кемпер на две недели на двоих нам обходилась в 200 евро. Цены по Европе не сильно отличаются от страны к стране, особенно если избегать специфических и редких продуктов, стоимость которых сильно завышена. В Испании дешевле, в Австрии и Швейцарии подороже. Уровень цен примерно такой же, как и в Москве в супермаркетах средней величины. Обычно я покупаю продукты в сетевых супермаркетах, у которых удобно запарковаться. Рынки — крайне неудобно и затратно по времени, а гипермаркеты встречаются только в больших городах.

Электричество

-7

Светодиодное освещение, чайник на газе и… в общем-то, это все существенные отличия от жизни в доме или путешествии с отелями, если на крыше кемпера установлены две–три 100-ваттные солнечные батареи. Это удивительно, но солнечные батареи действительно решают все проблемы летом, даже если каждый второй день небо в тучах. Массива из двух–трех батарей, двух салонных аккумуляторов и мощного инвертора хватает практически на все возможные потребности семейной пары в кемпере — зарядку всех инструментов, девайсов и ноутбуков, фен, встроенный вентилятор обогрева, свет, помпу, телевизор.

Добавляя к этому езду и зарядку аккумулятора от автомобильного генератора, можно окончательно забыть про заботу об электроэнергии. Внешний генератор не нужен, как и розетка 220 В!

-8

В более дорогих и современных домах на колесах стоит «умный холодильник», который автоматически переключается на питание 12 В с газа, если салонный аккумулятор полностью заряжен. Фактически холодильник начинает работать от солнца. Такая функция — скорее дополнительная блажь и еще один шаг на пути к экологичности.

На электричество трачу 0 евро в месяц. Солнечный свет бесплатен!

Вода

-9

В большинстве альковных и интегрированных кемперов установлены баки на 80–120 л. Именно этим параметром ограничена реальная автономность кемперов, особенно в случае поездок по диким местам.

Бака на 100 л хватает семейной паре на один день, если не особо думать об экономии воды и по разу экономно сходить в душ. Если же задаться целью экономии, воды хватит на 2,5 дня. Есть несколько путей пополнения автодома чистой водой, некоторые из них тянут на лайфхаки.

-10

Краны с водой в парковых зонах отдыха, деревнях.

Автозаправки и автомойки.

Платные и бесплатные специальные зоны для кемперов.

Чистый ручей или водоем + набор из шланга и самой простой компактной садовой помпы.

Ну и, конечно, кемпинги.

Совет. Во время путешествия наполняйте бак при первой же возможности, желательно утром. Может показаться, что целесообразнее ездить днем на пустой машине и заливать дополнительные 100 литров вечером перед остановкой. Поверьте, гораздо разумнее вечером расслабляться и пить вино, чем суетиться в поисках источника воды, который остался в 50 км позади.

Обычно водой можно заправиться бесплатно. Изредка на оборудованных сервис-зонах может потребоваться жетон стоимостью один–два евро.

Серая вода

То есть то, что осталось после душа, мытья посуды и т. д. Что с ней делать — это вопрос этики и местных законов. В некоторых странах и в некоторых поездках этот момент может существенно сказаться на автономности кемпера. На практике, если в доступности нет кемпингов и специально оборудованных зон для кемперов, многие сливают серую воду… в кусты. В конце концов, вы сливаете только мыло и средство для мытья посуды. Никогда не сливайте серую воду в реки, ручьи и водоемы!

-11

Совет. Купите органические шампунь, мыло и особенно средство для мытья посуды.

Лайфхак. Давно не мыли свой кемпер? Заезжайте на мойку и заодно попросите слить там серую воду.

Туалет

-12

Тут все индивидуально. Для нас этот вопрос не влияет на автономность, но влияет на расписание бытовых дел по кемперу. Черный бак можно опустошать:

На платных и бесплатных площадках для кемперов.

На заправках (с разрешения).

В общественных туалетах.

Да и вообще, по сути, в любом туалете, если быть аккуратным и убрать за собой.

В кемпинге, конечно.

-13

Газ

Газ расходуется на обогрев, бойлер с горячей водой, холодильник и готовку. Есть кемперы (например, бренда Chausson), в которых жилое пространство обогревается дизельным устройством. Обычно такие кемперы более автономны, потому что дизель заправить проще, дизельный бак больше и можно взять запас дизеля в канистрах.

Затраты газа на готовку пренебрежимо малы, как и затраты на холодильник в холодную погоду.

Зимой кемперы, в которых обогрев работает от газа, могут продержаться без пополнения газовых запасов три–шесть дней при условии наличия двух полных 11-килограммовых баллонов с газом. Картина полностью меняется не только летом, но и весной-осенью. При температурах в районе 0 ночью и +15 днем двух газовых баллонов хватит недели на три.

Летом влияние обогрева и даже бойлера на расход газа сходит на нет, зато к расчетам подключается холодильник.

-14

Важно: Если температура воздуха вокруг опускается ниже нуля, то запасы газа становятся самым важным фактором в расчете автономности кемпера! Если газ закончится, то кемпер «умрет» — откроется сливной клапан бойлера и автодом превратится в ледяную коробку без воды. Заканчивающуюся воду можно перестать тратить, садящийся аккумулятор можно подзарядить, просто заведя машину, но пустой газовый баллон — это гарантированный квест. Если, конечно, у кемпера нет дизельного обогрева.

-15

Прежде чем отправляться в путешествие с домом на колесах, необходимо продумать вопрос заправки газа. Обычно принято менять пустые газовые баллоны на полные с доплатой. Но сделать так можно только в границах одной страны, да и то не везде. Дело в том, что почти в каждом государстве своя система, и, скажем, в Германии пункты продажи баллонов с газом надо еще поискать. В другой стране придется не только покупать новый баллон, но и, возможно, редуктор со шлангом.

-16

У меня установлена система с перезаправляемым баллоном, в кемпер купил набор переходников. Но и с такой системой нельзя полностью расслабляться. Например, в Италии строго запрещено заправлять кемперы на автомобильных газовых заправках. В Австрии разрешено, но таких заправок очень мало.

Полный баллон — 20 л (11 кг) — можно заправить за 13 евро (от 10 до 16 в зависимости от страны и заправки). Заменить баллон на полный стоит 15–30 евро.

Дизельное топливо

Этот параметр не особо интересен, потому что всегда можно набрать топливо в канистры. Средний альковный кемпер расходует около 11 л на 100 км при 95 км/ч. С ростом скорости расход увеличивается колоссально — до 14–16 л при 130 км/ч. Встречный ветер тоже сильно влияет на расход.

Автодома с дизельным обогревом салона могут расходовать около двух литров в день на отопление в межсезонье и около пяти литров в день — при умеренном климате зимой.

-17

Подавляющее большинство кемперов ездят на дизеле, и это основная статья расходов для живущих на колесах. Стоимость топлива сильно плавает в зависимости от текущих цен на нефть, а также различается от страны к стране. Самые высокие цены на дизель в Италии, Норвегии, а с недавних пор и во Франции (желтые жилеты что-то не справились). При высокой стоимости нефти цены могут доходить до 1,8 евро.

Дешевле всего дизельное топливо в taxfree странах (Андорра, Гибралтар), из полноценных государств в Испании и Австрии — ниже евро за литр. Лайфхак: никогда не надо заправляться на хайвеях. В Испании и Австрии стоит искать автоматические заправки. Во многих странах цены ниже на заправках у сетевых супермаркетов.

За пять лет я не просто объездил почти все европейские страны, но и длительное время пожил во многих из них.

Источник

-18

Интересных вам путешествий, друзья!

Буду благодарен за вашу поддержку

Путешествуйте вместе с нами, Подписывайтесь на наш: YouTube

Мой: Instagram

А также наша группа в контакте:Автодома | Путешествуйте с нами!Каждый день что-то интересное и полезное про автодома и путешествия: Новости🚐Путешествия✈,Интересные интерактивные видео👍 и многое другое.Буду рад раскрыть интересные для вас темы. Пишите о них в комментариях.

Ставьте лайки: Дом_там_ты_его_припарковал_Путешествуйте_с_нами