Военные действия в Нагорном Карабахе длятся уже второй месяц. Патриотический и пропагандистский накал воюющих сторон сменяется нарастающим грузом огромных моральных и экономических издержек, которые неизбежно сопутствуют любой войне.
Неудавшийся политический джекпот от “маленькой победоносной войны” грозит Пашиняну и Алиеву обернуться своей обратной стороной: Лавинообразным нарастанием недовольства в обществе.
Лозунг “война до победного конца” при “размывании” перспектив победить и перерастании военного конфликта в тяжелую затяжную войну, - в какой-то момент всегда сменяется на требования в обществе заключения перемирия и прекращения военных действий, а в случае невозможности достижения перемирия - следует смена власти.
Азербайджан и Армения, по сути, сейчас вынуждены признать за Россией право определять условия заключения перемирия и определения дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха.
Эти условия Россией фактически обозначены и озвучены на официальном уровне.
ВПР России отделяет будущий статус Нагорного Карабаха от увязки с контролем за занятыми Арменией в предыдущей Карабахской войне районами Азербайджана.
При этом, нападение Азербайджана на территорию Армении будет воспринято Россией, как агрессия против государства, входящего в ОДКБ, со всеми вытекающими из попытки такого нападения последствиями. МИД России подтвердил это в своем заявлении официально.
Первая, дипломатическая стадия “принуждения к миру” в Нагорном Карабахе Путиным определена и озвучена.
Расчет Армении на помощь со стороны Запада оказался ожидаемо эфемерным.
Что касается надежд Азербайджана на помощь Турции, - Россия вполне определенно обозначила свою позицию, как дипломатическую, так и “негласную”. Поддержка Эрдоганом Азербайджана не повлияет на решения России по Нагорному Карабаху, а попытки использования для участия в конфликте боевиков исламистов будут пресекаться не только на территории Карабаха, но и в местах их подготовки.
Возобновившаяся война в Нагорном Карабахе - прямое и грозное свидетельство и следствие политического курса как Азербайджана, так и Армении, как во внешней, так и во внутренней политике.
У России есть достаточное количество дипломатических и военных способов воздействия на всех участников конфликта, включая Турцию. Чем быстрее лидеры Азербайджана и Армении это осознают, тем меньше вероятность для них испытать эффективность и разнообразие этих способов на себе.