Возможно, история пошла бы по иному пути, прислушайся сирийский царь Антиох к советам полководца Ганнибала Барки, который еще в 9 лет дал отцу клятву перед алтарем стать врагом Рима. Не проигравший до 202 г. ни одной битвы и увеличивший владения Карфагена на северо-западе Пиренеев, он мечтал о походе в Италию. Но в 202 г. удача ему изменила. Выиграв первые 4 сражения во 2-ой пунической войне и почти полностью уничтожив римскую армию, он потерпел полное поражение в битве при африканском поселении Зама. Для спасения собственной жизни Ганнибалу пришлось бежать в царство Селевкидов.
Став советником сирийского царя, полководец Ганнибал предлагал ему незамедлительно отправиться в Италию и захватить Рим, опираясь на помощь этолийцев и македонян, которые должны были поднять восстание. Но предупреждение карфагенянина, что рано или поздно страну Селевкидов, основное препятствие для полной оккупации Римом западного Средиземноморья, ждет война, на Антиоха не подействовали. Сирийский правитель решил дождаться итога переговоров с Римом.
Вы здесь:Главная
Древний Рим
Друг Антиоха. Как Ганнибал, полководец Карфагена, пытался отомстить Риму в Греции?
Ганнибал в час своего успеха в битве при Каннах
Спартанский царь Набис, решив, что ослабленный войной Рим не будет вступать с ним в схватку, попытался возвратить утерянные территории: Гитий и береговую часть Лаконики. Ему удалось разбить небольшой флот ахейцев. Но уже следующая битва была не в его пользу. Ахейцы во главе с Филопеменом разбили его войска при Гифионе и заперли его в Спарте. Подошедшее к городу подкрепление этолийцев, будучи в сговоре с оппозицией спартанского царя, вместо помощи решило убить самого Набиса. Захват Спарты не удался – восставшие спартанцы уничтожили отряд этолийцев. Возникший в городе хаос оказался на руку ахейцам. Они отправили в эти края армию и вынудили Спарту присоединиться к Ахейскому союзу. Царская власть в стране была полностью упразднена.
После поражения сухопутных войск этолийцев и Селевкидов у Фермопил в 191 г. Антиох спешно покинул Европу и отправился морем к Эфесу. У побережья Малой Азии его вновь ждало поражение. Гай Салинатор разбил сирийский флот наголову.
В сражении при Магнезии в 190 г. Антиох, командующий левым крылом, смог отбить атаку и уже предвкушал победу. Но левое крыло его армии было смято собственными слонами, во время битвы ставшими неуправляемыми. Потеря сирийцев составляла 50 тыс. человек. У римлян в этой битве погибло всего 300 солдат. Информации о потерях пергамцев, выступавших на стороне Рима, не сохранилось.
Потери царства Антиоха после неудачной войны с Римом
В этой войне неудача ждала и Ганнибала. Изначально при вторжении Антиоха в Фессалию военный совет Селевкидов отказал предоставить ему даже небольшую эскадру. Но после поражения при Фермопилах он получил приказ от сирийского царя отстроить новые корабли и прийти к нему на помощь. Но в 190 г. при встрече с римско-родосской флотилией Ганнибал терпит поражение, в результате которого оказывается заблокированным в Коракесии.
В этом же году войска проконсула Ацилия взяли греческий город Ламию, разбив этолийцев. Во время осады Амфиссы прибывший консул Сципион решил не тратить силы на битву и заключил с греками перемирие на 6 месяцев. Годом позже римляне вместе с союзниками разгромили этолийцев и захватили их столицу Амбракию.
Поверженный Антиох согласно договору 188 г. должен был выплатить огромную контрибуцию, в том числе Риму 15 тыс. талантов и 500 тыс. талантов Пергаму. Еще одним из условий договора была выдача Ганнибала. Владения Селевкидов в Греции и на западе Малой Азии отходили Пергаму и Родосу. Небольшие острова Кефалония и Закинф достались Риму. Плюс Сирия больше не имела права собирать наемников и могла оставить у себя лишь 10 кораблей для охраны оставшихся территорий. Этолийский же союз распался. Ему пришлось признать верховную власть Рима и выплатить ему контрибуцию.
Полководец Ганнибал вновь бежал, теперь уже в Вифинию. Когда правитель местного царства решил выдать полководца римским посланникам, знаменитый карфагенянин покончил жизнь самоубийством, приняв яд.
Печальная участь ждала и Антиоха. Оплата контрибуции оказалась для него неподъемной ношей. Сирийский царь, пытавшийся изыскать средства для ее уплаты, решил напасть на храм Бэла в районе Элимаиды. Но сбежавшиеся жители уничтожили отряд Селевкидов. В этой схватке был убит и сам Антиох.