Хэллоуин — самое время посмотреть отличный хоррор, ну а какой же фильм ужасов без кровавых сцен? Задумывались ли вы когда-нибудь, что используют вместо крови в кино и как со временем менялся рецепт приготовления бутафорской крови? Журналист Форрест Викман исследовал этот вопрос сразу после выхода фильма «Телекинез» в 2013 году (ремейк на фильм «Кэрри» Де Пальмы).
Когда речь заходит о ремейке «Кэрри», зритель уже может догадаться, что кровь будет литься рекой. Режиссер фильма Кимберли Пирс решила, что будет использовать на съемках свиную кровь. Позже в интервью журналу New York Times она рассказывала, что пыталась подобрать нужное количество «крови» из дубля в дубль, используя ведра разного калибра. Когда Пирс спросила режиссера Брайана Де Пальму с какого дубля получилось снять сцену в оригинальном фильме, тот ответил: «В смысле с какого дубля? Мы сняли ее одним дублем».
Рецепт киношной крови менялся много раз со времен «Кэрри», снятой в 1976 г.
Когда в черно-белых фильмах разрешили показывать кровь (Кодекс Американской Ассоциации Кинокомпаний запрещала режиссерам демонстрировать подобные сцены), постановщики использовали несложные рецепты и жидкости, например, шоколадный сироп. В черно-белом кадре он смотрелся гораздо контрастнее, чем красная жидкость.
Поначалу технические возможности не были столь широки, как в наше время. Несмотря на то, что в фильме «Психо» использовали очень современный грим, кровь была по-прежнему из шоколадного сиропа, однако выливали ее на актера с помощью нового «устройства» — пластиковой бутылки.
С сиропом марки «Shasta» все стало совершенно иначе. Главный гример фильма Джэк Бэррон объяснял: «Это произошло задолго до „пластикового бума“, поэтому пластиковые бутылки встречались не так часто, технология с „кровью“ в бутылке была новшеством.»
Цветная пленка ставила перед режиссерами новые задачи. Кровь в первых цветных фильмах окрашивали с помощью технологии Техниколор. Но режиссеры фильмов ужасов, не привыкшие работать в цвете, делали кровь ненатуральных цветов: например, в «Проклятии Франкенштейна» и «Дракуле» 1958 она была неестественно светлой. Так называемый «родоначальник фейковой крови» Хершелл Гордон Льюис занимался этой проблемой. Во время съемок фильма «Кровавый пир» 1963 г., который стал первым фильмом жанра «splatter», режиссер понял, что «бутафорская кровь была слишком темной, потому что готовилась именно для черно-белых фильмов». Льюис не хотел, чтобы кровь по-прежнему смотрелась ненатурально, поэтому обратился в лабораторию «Barfred» для изготовления специального состава для фейковой крови.
Ярко-красная кровь, казалось, никого не смущала. Жан-Люк Годар использовал нереалистичную кровь в фильме «Безумный Пьерро» 1965 г. Это отражало абстрактный подход режиссера к созданию фильмов.
Человеком, который радикально поменял взгляд на киношную кровь и грим, стал Дик Смит. В таких значимых картинах со сценами кровопролития, как «Крестный отец» (1972), «Изгоняющий дьявола» (1973), «Таксист» (1976) Смит использует усовершенствованный рецепт бутафорской крови:
- 1,14 л белого кукурузного сиропа
- 1 чайная ложка метиллпарабена
- 60 граммов красного пищевого красителя «Еhlers»
- 5 чайных ложек желтого пищевого красителя «Еhlers»
- 60 граммов смачивателя для фотопленок Kodak Photo-Flo (ядовит)
Кукурузный сироп служил основой, метиллпарабен позволял «крови» дольше сохранять свежий вид, красители придавали нужный оттенок, смачиватель придавал жидкости нужную консистенцию.
Любопытно, но «кровь», изготовленная по новому рецепту, показалась всем уж слишком реалистичной. Когда Американская Ассоциация кинокомпаний (объединяет крупнейших кинопроизводителей, представляет их интересы) добралась до «Таксиста» с его кульминационной сценой с кровавой баней, она присудила фильму Х-рейтинг (что означало, что картина предназначена для лиц старше 18 или 21). Представители Columbia Pictures сказали Скорсезе, что если он не вырежет все спорные моменты, для того чтобы маркировать фильм R-рейтингом (лицам до 17 просмотр разрешен в сопровождении взрослых), то они сделают это сами. Режиссер нашел оптимальное решение: чтобы сделать «кровь» менее натуралистичной, он применил цветокоррекцию. Фильму все-таки дали R-рейтинг.
Снимать кровавые сцены без спецэффектов довольно сложно. Известно, что, например, знаменитую сцену из «Сияния» Кубрика, где кровавое море просачивается сквозь двери лифта, снимали почти год.
Сегодня существует множество различных рецептов киношной крови, хотя большинство из них основаны на изобретенной Диком Смитом формуле. В сценах, где кровь идет изо рта или актер должен кашлять ею, используют съедобные рецепты, например, «шоколадную кровь» или «кровь из арахисового масла».
Фанаты «Зловещих мертвецов» наверняка знают рецепт съедобной «крови» от Брюса Кэмпбелла с безлактозными сливками. Для тех, кто не хочет заморачиваться с приготовлением жидкости, специализированные магазины предлагают готовую бутафорскую кровь. Роберт Беневидес, который преподает в Нью-Йоркской школе искусств Тиш, говорит, что лучшая на сегодняшний день «кровь» делается на спиртовой основе и называется «Fleet Street Bloodworks» ($65 за пинту).
Иногда в одном фильме используют несколько видов «крови». Рецепт выбирают в зависимости от того, какой свет на площадке будет использоваться, какой кровь должна быть в кадре — запекшейся или свежей, артериальной (более светлая) или венозной (более темная). Например, для фильма «Залечь на дно в Брюгге» режиссер Мартин МакДона использовал девять разновидностей бутафорской крови. При этом некоторые постановщики специально используют классические составы киношной крови: для съемок фильма «Убить Билла» Квентин Тарантино заказал более ста галлонов (почти 400 л) «самурайской крови». «Я очень тщательно подхожу к выбору „крови“ для фильма, мы используем разные составы, в зависимости от сцен», — объяснял режиссер, — «я не хочу кровь из фильмов ужасов, мне нужна самурайская кровь, какая обычно бывает в фильмах про самураев».
В современных фильмах чаще всего уже не используют «кровь» из шоколада или безлактозных сливок, ее создают из пикселей. С помощью графики кровавые сцены создавались в таких фильмах, как «Неудержимые 2», «Зодиак», «Джонни Д.». В последнем благодаря компьютерным технологиям получилось показать без использования грима, как пуля проходит через щеку героя. Кроме того, спецэффекты позволяют сэкономить время между съемками дублей и не дожидаться, когда актерам наложат грим.
На самом деле, и «материальная» и «компьютерная» кровь имеют свои недостатки. В фильме «Кэрри» бутафорская кровь отлично выглядела в кадре, но была очень липкой. Актриса Сисси Спейсек вспоминала: «Когда позади меня горел спортзал, я почувствовала себя как печеное яблоко в карамели». Для съемок ремейка «Кэрри» в некоторых сценах проливалась «компьютерная» кровь, из-за чего фанаты фильма очень сильно возмущались, говоря, что кровь выглядит ненастоящей.
Так или иначе, несмотря на то, что возможности спецэффектов становятся почти безграничными, режиссеры не перестают использовать старомодные составы для бутафорской крови.
Больше классных материалов о кино читайте в телеграм-канале Cinemagraphie.
Источники: первый, второй.
Перевод и адаптация: Cinemagraphie