Дорогие! Основой сегодняшней темы послужил один из куплетов молитвы «С Верою Исповедую», написанной Святым Нерсесом Шнорали, Армянским Католикосом, которое и рассмотрим.
Даритель милости! Даруй мне придти к Тебе с православной верой, с добрым делом, и со Святым причастием Плоти и Крови Твоей. И помилуй Твои создания и меня многогрешного.
Милость Божья распространяется ни только на человека, но и на все Его творение, как говорит псалмопевец: «все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» /Псал. 103:27-30/, или же: «отверзаешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» /Псал. 144:16/, а Иеремия говорит: «Ты являешь милость тысячам» /Иер. 32:18/.
И даже, если люди могут делать добро, то тем более Господь Бог: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» /Матф. 7:11/. Поэтому Св. Шнорали, исповедуя Господа «Дарителем милости», просит, чтобы Он даровал бы ему «придти к Тебе с православной верой, с добрым делом, и со Святым причастием Плоти и Крови Твоей», поскольку, как и Павел истинно верит, что «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» /Рим. 8:32/.
Итак, что значит: «Придти к Тебе»? Приводя слова Апостола Павла «имею желание разрешиться и быть со Христом» /Фил.1:23/, Св. Татеваци заключает: «Как огонь всегда стремится ввысь, так и сердца святых, исполненных божественной любовью, стремятся ввысь в небеса, ибо всегда желают выйти из тела и предстать пред Богом». Так и Св. Шнорали желает придти к Господу, предстать пред Ним, то есть показывает свое бесстрашие, добродетельную жизнь: «не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть, говорит Св. Златоуст, - поэтому перестань грешить – и смерть станет для тебя желанной». А самое главное - любовь к Господу. Ожидание и желание смерти, а так же бесстрашие есть проявление мудрости, о чем и говорит Св. Златоуст: «всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости».
«Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, они успокоются от трудов своих, и дела их идут вслед за ними», говорится в Откровении /Откр. 14, 13/. Умирающий в Господе — это тот, кто в своей земной жизни устремлялся душой к Богу, кто жил верой в Него. Он веровал в Него, как в Дарителя милостыни, Который подает нам бесчисленные блага и в числе их — одно из первых и самых драгоценных благ — земную жизнь для приготовления к жизни вечной. Святой Шнорали с этой верой и переступил порог смерти.
«С православной верой» — Ибо как говорит Апостол Павел: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» /1Тим. 4:1/, поэтому Св. Шнорали просит, чтобы до конца своих дней держаться «образца здравого учения» /2Тим. 1:13/, то есть оставаться верным православному вероисповеданию Армянской Апостольской Церкви, и с этой верой предстать пред Господом.
«С добрым делом» - то есть с добродетелями, как говорит Св. Кирилл Иерусалимский: «догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - быть воздержанным и нечестиво богохульствовать? Потому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение», или как говорит Св. Златоуст: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную; ибо если мы с верой не соединим достойной жизни, то подвергнемся более жестокому наказанию... И Сам Христос в Евангелии подтвердил то же, когда сказал, что некоторые люди, изгонявшие бесов и пророчествовавшие, будут осуждены на казнь («Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» /Матф. 7:22-23/). Да и все притчи Его: притча о девах, о неводе, о тернии, о дереве, не приносящем плода, требуют, чтобы мы были добродетельны на деле. О догматах Господь редко рассуждает (ибо верить им не трудно), но о жизни добродетельной очень часто, или лучше сказать, всегда: ибо на этом поприще предстоит постоянная брань, а потому и труд. И что говорю о совершенном пренебрежении добродетели? Даже нерадение о малейшей части ее подвергает бедствиям... Вера без дел - только призрак жизни».
Итак, нужно с верою «запрячь» и дела, дающие жизнь этой вере, ибо, как говорит Св. апостол Иаков: «вера без дел мертва» /Иак. 2:26/. Верою мы очищаемся от грехов, а вот делами храним нас от этих же грехов. Верою мы получаем дар усыновления, а делами наследуем славу жизни вечной. «И как орел летит благодаря двум крыльям, - говорит Св. Татеваци, - так и человек, благо-даря вере и делам летит в Царство Небесное. Вера есть корень, а дела - плоды. Вера есть ключ к Царству, продолжает Св. Татеваци, - а дела - движение ключа, которым открываем и входим в Царство».
Итак, «пусть те, которые придут взять нашу душу, - говорит Св. Златоуст, - не найдут нас подобными веселящемуся богачу, пребывающими в ночи невоздержания, во тьме нечестия, во мраке любостяжания. Но пусть застанут нас в день поста, в день святости, в день братолюбия, в свете благочестия, в утре веры, милостыни и молитвы. Пусть найдут нас сынами дня и приведут к Солнцу Правды не как воздвигающих житницы /Лук. 12:18/, но как щедро их опустошивших и обновивших себя постом и покаянием, благодатию Христа».
«Со Святым причастием Плоти и Крови Твоей». О самом причастии можно поговорить и отдельно, поэтому здесь не буду распространяться.
Итак, отпав от Бога, Адам и Ева, а в их лице и все человечество, потеряли дар бессмертия. Но Господь Бог наш Иисус Христос дал нам залог будущего воскресения и бессмертия Свою Плоть и Кровь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» /Иоан. 6:54/. А поэтому в Таинстве Святого Причащения мы вновь соединяемся с Богом и обретаем свободу от власти смерти — жизнь вечную и воскресение их мертвых, даже если и умираем.. Да, Святое Причащение помогает умирающему при его переходе в вечную жизнь встретиться с Господом, однако, чтобы эта помощь была действенной, человек в свою очередь должен быть истинным христианином, имеющим искреннее покаяние, православную веру и добрые дела. В противном случае Причастие будет в осуждение. Христиане всех времен хорошо понимали значение причащения для будущей жизни, а поэтому они желали, чтобы обязательно, перед смертью приобщиться Святых Тайн. Неудивительно, что того же желает и Св. Шнорали.
Дорогие! Подытожим. Как поняли, придти к Богу это значит соединиться с Ним после смерти в вечности. Того желает Св. Шнорали и должны желать все христиане, и эта жизнь дана нам. чтобы стремились к Нему и готовились бы к этой встрече. Чтобы придти к Нему нужна православная вера, то есть держаться, как говорит Павел: «образца здравого учения». Но с одним крылом нам не подняться на Небеса, как говорит Св. Татеваци, нужно еще и второе, что есть дела милосердия, и как говорит Иаков, что вера без дел мертва. А с мертвой верой не предстать пред Господом, это однозначно. Но и этого мало, если не имеем в себе Саму Жизнь Вечную, посредством Причастия. Все взаимосвязано и вся жизнь христианина держится на трех основах: на вере, делах и Причастии. Убери одно — рушиться все.
Да удостоит нас Даритель милостыни придти к Нему с православной верой, с добрым делом, и со Святым причастием Плоти и Крови, во славу Пресвятой Троицы! Амен!