Роджер Уотерс дал интервью для нотного издания альбома Wish You Were Here.
Бессвязный разговор с Роджером Уотерсом обо всём на свете
Автор: Ник Седжвик
NS: Предлагаю хорошую идею начала разговора, Роджер! Почему прошло два года, прежде чем Флойд записали новый альбом после «Dark Side of the Moon»?
Роджер Уотерс: Очень хороший вопрос, я очень рад, что ты спросил меня, что ... э...
NS: Не торопись... не волнуйся...
Роджер Уотерс: Очень трудно, не заглядывая в дневники, вспомнить всё, что происходило... Я не прикалываюсь, я честно не могу вспомнить. Это же был 1973 год, когда вышел «Dark Side of the Moon»? Январь 1973 года, сейчас октябрь 75-го, в январе 75-го мы начали запись «Wish You Were Here»...
NS: Я помню, как заходил в студию E.M.I. зимой 74-го, и группа записывала материал с бутылками и резинками... период, о котором я говорю, предшествовал французскому туру в июне 74-го.
Роджер Уотерс: Ах, да! Ответ следует искать здесь... (большой вдох)... Ну, Ник... это была неудачная попытка сделать альбом немузыкальными средствами. Казалось бы, хорошая идея, но не получилось. Наверное, потому что нам следовало сделать перерыв.
NS: Почему?
RW: Да, просто устали и надоело...
NS: Продолжай... сойти с дороги?.. сделать передышку?
Роджер Уотерс: Да. Но я не думаю, что мы сделали это абсолютно сознательно. Я думаю из-за того, что «Dark Side of the Moon» оказался настолько успешным, нам показалось, что настал конец. Конец пути. Мы достигли точки, на которую были нацелены с подросткового возраста, и ничего нового невозможно сделать в плане рок-н-ролла.
NS: Вопрос денег?
Роджер Уотерс: Да. Деньги и лесть... ну, такие продажи – мечта каждой рок-н-ролльной группы. Конечно, некоторые группы делают вид, что это не так. Недавно я читал статью или интервью с одним из Genesis, после того, как Питер Гэбриэл ушёл, и он упомянул Pink Floyd. В статье красиво написано, что если вы слушаете альбом Genesis, вы должны сидеть и слушать, эта музыка не для фона, в отличие от высококлассной музычки PF или «Tubular Bells», и я подумал: «Ага, я помню, как много лет назад никто не покупал то, что мы делали». Мы были глубоко убеждены, что делаем отличную музыку, с большой буквы О, и конечно, люди не покупают нас, потому что люди не покупают отличную музыку. Может быть я ошибаюсь, но по моей теории, если Genesis когда-либо начнут продавать большое количество альбомов после ухода Питера Гэбриела – их Сида Барретта, если хотите, – то молодой человек, который давал это интервью, поймёт, что он достиг определённого конца с точки зрения цели, к которой стремился, и вся эта тема насчёт хорошей музыки – полнейшая туфта. В любом случае, это мои чувства. И «Wish You Were Here» получился вопреки тому, что мы кончились.
NS: Что же побудило вас вернуться в студию?
Роджер Уотерс: Скука. Надо было что-то делать. Когда много лет ты привык вкалывать как лошадь и достиг всего, ради чего трудился, всё равно необходимо продолжать, потому что ты понимаешь, что место, куда ты попал, не такое, каким ты его себе представлял…
NS: Во время вашего отпуска никто не думал, что группа соберётся как бы «сама по себе» и изобразит нечто?
Роджер Уотерс: Это так давно... трудно вспомнить, но я думаю, мы чувствовали что-то подобное... что кто-нибудь в конце концов придумает что-нибудь. Интересно, что когда мы, наконец, записали альбом, альбом (Wish You Were Here) рассказывает о бесплотных попытках, потому что на альбоме никого из нас не было, или мы присутствовали всего лишь номинально. Из нашего неприсутствия мы выработали привычку – и до сих пор цепляемся за эту привычку – быть Pink Floyd, которые снова перебираются в другую область, потому что я определенно думаю, что в начале сессий WYWH большинство из нас не хотело быть там. Мы хотели быть где угодно, но не там. Я не был счастлив быть там, потому что у меня было чувство, что мы не вместе, группа не была единой.
NS: Шаг за шагом, как же создавался альбом?
Роджер Уотерс: Мы провели несколько репетиций в студии на Кингс-Кросс, начали играть вместе и писать, как прежде. Таким образом была написана «Echoes», «Shine On You Crazy Diamond» сочинили точно так же, со странными маленькими музыкальными идеями от всех членов группы. Первая главная фраза пришла от Дейва, первая громкая гитарная фраза на альбоме стала отправной точкой, из которой родились разные части «Shine On».
NS: В то время, когда группа писала эту вещь, вы её задумывали для тура или альбома?
RW: Я рад, что ты спросил, потому что ты напомнил мне, что мы собирались отправиться в британский тур (октябрь - декабрь '74) и к тому моменту у нас должен был быть новый материал. Таким образом, мы готовились для турне.
NS: Было несколько других песен...
RW: Да. «Raving and Drooling» и «You've Gotta Be Crazy». «Raving and Drooling» я написал дома. Дэйв придумал хорошую последовательность аккордов, я написал слова, затем мы принялись за «You've Gotta Be Crazy».
NS: Именно тогда было решено, что эти три песни будут основой для нового альбома?
Роджер Уотерс: Да, так мы думали долгое время... пока ездили в турне.
NS: Когда планы изменились?
Роджер Уотерс: Когда мы пришли в студию. Январь 75-го. Мы приступили к записи, работа шла утомительно и мучительно, все скучали. Мы несколько недель продолжали работать, несмотря на апатию, а затем дошли до точки. Я чувствовал, что мог сохранить заинтересованность в проекте только в случае, если в альбоме отразится происходившее: никто не глядел друг другу в глаза, все работали чисто механически... Поэтому я предложил внести перемены – не делать две другие песни, но постараться сделать некий мост между первой и второй половинами «Shine On», и соединить их материалом, который отражал бы наше состояние. Таким образом появились «Welcome to the Machine», «Wish You Were Here» и «Have a Cigar».
NS: «Shine On» изначально посвящена состоянию Барретта или нет?
RW: Да.
NS: А другие песни на схожую тему?
Роджер Уотерс: Это было очень странно. Тексты песен написаны – и песни частично о Сиде, частично о чём угодно – я не знаю, почему я начал писать тексты о Сиде... Я думаю потому, что та фраза Дейва была очень печальной, и она просто... я понятия не имею... но это было задолго до записи «Wish You Were Here», когда состояние Сида можно было рассматривать как символ общего состояния группы, то есть очень фрагментированного. «Welcome to the Machine» про «нас и них» и каждого, кто вовлечён в процесс.
NS: А «Have a Cigar»?
Роджер Уотерс: Принимая «Shine On» в качестве отправной точки и желания написать что-то в тему с «Shine On», т.е. как человек поддаётся давлению жизни в целом и в рок-н-ролле в частности... когда я писал, мы только приехали из американского тура, и меня познакомили со стилем бугалу...
NS: Нет, Роджер ... скорее ты написал её после английского турне, потому что «Have a Cigar» была включена в «Shine On» во время американского тура в апреле 75-го...
Роджер Уотерс: Ах, да! Я не мог это сделать. Это интервью. В моей голове каша, приятель. Я не могу ответить на эти вопросы. Я не знаю! ... Я не знаю ответы на вопросы. Я должен пойти домой и разобраться во всём. Я должен очень тщательно подумать, и тогда я сделаю заявление для прессы. Боже, Питер (Питер Барнс, издатель Floyd Music, продюсер Song Book), мне очень жаль. Я хотел дать это интервью. Я хотел, чтобы оно получилось хорошим, связным, дружелюбным интервью для покупателей, но у меня в башке каша... нет, не каша, я просто не могу охватить взглядом всю эту хреновину... ерунда всё это, когда, как и почему... Вы знаете, медиа — это не сообщение, кто это сказал, Маршалл? Я имею в виду, на всё воля Божья... (пауза на смех)
NS: Слушай, Роджер, что ты скажешь на обвинения в счёт альбома, что вы кусаете руку, которая кормит... что позиция, которую ты принимаешь в большом количестве текстов, весьма сомнительна, учитывая характер вашего успеха?
RW: Почему? Кусать руку звукозаписывающих компаний?
NS: Руку бизнеса...
Роджер Уотерс: Не бизнес кормит меня, понимаешь? Люди, которые покупают записи, они нас кормят. Я имею в виду, мне нравится верить, что люди, которые покупают записи, слушают тексты и некоторые из них подумают: да, это чертовски верно, или в этом есть доля правды, и это всё, что действительно имеет значение. Некоторые тексты даже направлены на определённых покупателей, правда не на этом альбоме, но часть моих песен ещё не записана. На альбоме песни в основном направлены на своего рода неодушевленные существа – бизнес. И бизнес не кормит нас. Публика питает нас, вопреки бизнесу. Общественность кормит, и бизнес. Люди, которые покупают записи, кормят всех.
NS: Так разочарование, подразумевающееся в альбоме, только разочарование в бизнесе?
Роджер Уотерс: Я никогда не питал никаких иллюзий, как думает бизнес. Я могу заблуждаться, в масштабе самой группы. Как я уже говорил о парне из Genesis, который думает, что в них есть что-то особенное... Я думаю, он сказал, что их музыка требует внимательного прослушивания. Вы не можете разговаривать, пока она играет. Я знаю, я тоже когда-то чувствовал то же самое про нашу музыку, т.к. я с трудом слушал интервью, которые давал раньше, и сидел и смеялся над собой. Вы знаете, двадцатилетние сосунки разглагольствуют о дерьме, куче дерьма среднего класса, о «качестве», делая качественные суждения о том, что мы делаем. И когда один или два эксперта говорят, что мы играем настоящую музыку и на голову выше средненьких рок-н-ролльных групп, или ставят нас в сторону от мейнстрима, как нечто особенное и важное. Тогда я был очень рад поверить в это. Но это абсолютная чушь. Сегодня электропоп задаёт тон в музыке. Никто не пишет современные произведения для симфонических оркестров... некоторые люди могли быть заинтересованы, но их чертовски мало, и разногласия, которые всегда существовали между популярной музыкой и серьезной музыкой, их больше нет. Нет ничего более серьезного, чем Леннон в его серьёзности. Если вы ещё более серьезны, лучше бросьтесь под поезд.
NS: Я хотел бы узнать больше о трудностях в студии в начале работы над «Wish You Were Here».
RW: Я думаю то, что мы сделали это – стали очень успешными – и было отправной точкой. Но добившись успеха, если бы мы все признались себе, что ради этого и работали, мы могли бы изящно распасться в этой точке. Но мы не можем, и причина, почему мы не можем… ну, есть несколько причин. Я не думал об этом очень скрупулёзно, но я бы сказал, одна из причин: если у вас есть потребность стать супергероем в собственных глазах, да и в глазах других людей, а также, когда вы достигнете цели, и потребность никуда не исчезнет, то вы постараетесь остаться супергероем. Я думаю, это касается всех нас. Кроме того, когда вы в группе восемь лет, и все пашут, чтобы вместе добраться до вершины, очень страшно уйти и заняться чем-то другим. Это приятно и безопасно, тепло и легко... в основном легко. Если мы четверо собрались вместе и выпустили запись без нашего имени, нам пришлось бы чертовски трудно. Название Pink Floyd, это не мы, четыре отдельных человека, но название Pink Floyd стоит миллионы фунтов стерлингов. Название стоит один миллионов проданных альбомов, любой наш альбом. Даже если мы просто запишем кашель, миллион человек купят её просто из-за названия. И если кто-нибудь уйдёт, или мы разойдёмся, это касается наших собственных ресурсов, а не имени. Никто из нас не уверен в наших ресурсах, безумное число людей в рок-н-ролле не уверены в своих ресурсах. Они пытаются доказать, что они большие и привлекательные... Я имею в виду, я знаю, что я большой и привлекательный, Ник, но я беспокоюсь о некоторых других парнях... (смех в зале)... Вот почему я остаюсь в группе... Я беспокоюсь о других, что станет с ними... (смех)
Окончание читайте на моём сайте.