Найти в Дзене
владимир рекшан

Поиски прошедшего времени - Воспоминания о тренере

Продолжение, предыдущая глава здесь

Из воспоминаний Игоря Полякова (сценарист документального фильма об Алексееве «Первый среди первых», 1978):

- …1948 год. Я играл на стадионе в футбол, а Виктор Ильич смотрел с трибуны. Его ученики были уже хорошо известны, они постоянно выигрывали юношеские соревнования. После тренировки подошел и обратился: «Можно вас…». К подростку обратился на «вы»! Пригласил тренироваться в свою группу. Ты, говорит, очень быстрый, крепкий, но маленький – из тебя получится отличный марафонец… Я пришел в зал ЛОМО, побывал на общей тренировке. После разминки Виктор Ильич провел рукой по стене и сказал: «Что-то плохо работаем сегодня – стены не вспотели». На следующий день я еле двигался. Очень устал накануне. Но тот, кто перебарывал первые нагрузки, уже никуда не уходил. А у меня не получилось. В футбол все-таки играть легче…

…Незаметно прошло два месяца. Наконец-то начались теплые дни. Александр Лукьянов звонил через день, рассказывая о том, как идет работа над фильмом. Хотелось соответствовать! По утрам я включал компьютер и открывал файл «Алексеев». В тексте, мне казалось, не хватало теплоты. Пора уж было отрываться от библиотечной работы и встречаться с людьми. В моем списке значился Николай Большаков, заслуженный тренер СССР, во время войны бывший сыном полка, участвовавший в штурме Берлина. Где-то в берлинском метро его завалило, и Большакова чудом откопали живого через две недели после фашисткой капитуляции. Это оказался довольно высокий, нервный, худощавый мужчина с лысиной. В 1965 году Большаков выгнал меня со спортивного сбора. Я еще школьник, но уже ученик Алексеева, чемпион страны в прыжках. Команда юношей собралась в Волгограде тренироваться перед первенством страны среди молодежи. Виктор Ильич в это время готовил взрослых легкоатлетов – я занимался самостоятельно. Завтра мы выезжаем в Крым. В Волгограде жара за тридцать. Вечером руководители сбора Николай Большаков и Игорь Захаров загоняют нас, участников сбора, спать в комнатки гостиницы, находившейся прямо под трибунами стадиона. Там душно и мы сопротивляемся. По-моему, Большаков и Захаров хотели попить винца на скамеечке перед входом, а мы им мешали. Поскольку я сопротивлялся более других, приводя аргументы и не уходя, нервный Большаков заявил мне: «Ты отчисляешься со сбора за нарушение режима!» Данный факт выглядел следующим образов – на следующий день юношеская команда общества «Зенит» отправилась в город Ялту соревноваться. Мне же пришлось остаться в Волгограде, идти в местное представительство общества, находить спортивного чиновника, получать деньги на плацкарту и голодным добираться до Ленинграда. А я уже был к тому времени чемпионом страны!.. Неустойчивость нервной системы – результат войны. Теперь я это понимаю. Да и тогда не очень обижался. Виктор Ильич относился к поступкам Большакова лояльно. Но Хильда Оскаровна, хранительница моральных устоев школы, к тренеру имела большие претензии…

Александр позвонил и сказал – Николая Большакова вчера не стало. Я ответил, что печально это, надо срочно отправляться к Узлову, так, мол, мы всех героев потеряем. Александр ответил - буду договариваться…

Продолжение следует...

  • Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!