Рубрики: #как это работает (inznan) , #инженерное (inznan) , #общее развитие (inznan)
Наверное многие задавались вопросом из-за чего поручень движется быстрее, чем сама лестница, когда оказывались в метро на эскалаторе, но не многие дошли до ответа на вопрос.
Ситуация простая - едете вы на работу в метро. Схватились за поручень. Стоите себе уверенно на ступеньке и тут замечаете, что поручень убегает от вас быстрее, чем вы его догоняете на лестнице.
Вы наверное обращали внимание, что подобная проблема характерна далеко не для всех эскалаторов. Так от чего же зависит степень проявления проблемы? Конечно же от износа! Но для того, чтобы понимать, как оно связано, нужно представлять себе конструкцию эскалатора.
Если расписать её упрощенно, то это силовой агрегат, который тянет за собой полотно и сам поручень. Поручень и полотно должны быть синхронизированы. Или двигаться с одинаковой скоростью. Но допустимо отклонение. Точное его значение указано в нормативной документации метрополитена и простому смертному не сообщается, но из открытых источников известно, что это около 2%.
Если полотно приводится в движение зубчатыми передачами, то поручень напоминает собой ремень в автомобиле. Приводится в движение блоками. Блоки же со временем стираются. Значит, меняется и их диаметр.
Из механики известно, что изменение диаметра блока приводит к изменению скорости его вращения. Так, если приводной блок уменьшается в диаметре, то скорость вращения системы уменьшается. Если увеличивается, то и увеличивается. Легко запомнить, исходя из знаний про скоростной велосипед.
Для того, чтобы обеспечить синхронизацию, новый шкив, приводящий в движение поручень, изначально устанавливается большего диаметра, чем необходимо для синхронизации скоростей по расчёту. Исходят из того, что он сотрётся и скорости выровняются. Правда пока он стирается, порученье перемещается быстрее, чем сам эскалатор. Вот мы и нашли ответ на извечный вопрос :)...
Есть правда ещё версия, что сделано это специально, чтобы стимулировать уставшую людскую толпу и не давать засыпать. Но сами работники метрополитена отвергают эту версию, да и выглядит она совершенно не по-инженерному.
Напишите в комментариях, мешает ли вам такая ситуация и как вы вообще относитесь к метро? Я вот метро очень не люблю...