Как Freddie Gibbs, Griselda, Boldy James и The Alchemist в 2020-м принесли в рэп новое старое звучание.
Стремительно развивающийся и вечно меняющийся мир рэп-музыки полон новых трендов и новых звучаний. Но иногда старый звук возвращается, а будущее формируется под влиянием прошлого.
В 2020-м мы не испытываем недостатка в артистах, работающих с новым звуком, но 3 лучших альбома года выпустили совсем не новые артисты, а те, кто записывает винтажный хип-хоп, который легко мог бы выйти и 25 лет назад: это альбомы Freddie Gibbs & The Alchemist "Alfredo", Boldy James & The Alchemist "The Price of Tea In China" и Westside Gunn "Pray For Paris".
На всех трех альбомах звучит пыльный психоделический продакшн и бескомпромиссный речитатив, как будто пробирающийся сквозь туман — и все они тесно связаны. The Alchemist спродюсировал альбомы Freddie и Boldy, плюс две песни на альбоме Westside Gunn. Freddie отметился на двух других альбомах, а Boldy появился на "Pray For Paris". Партнеры Westside Gunn по группе Griselda Conway the Machine и Benny the Butcher участвовали как на "Pray For Paris", так и на "Alfredo", а Бенни также присутствовал на "The Price of Tea In China". В этом году Conway, кроме того, выпустил EP "LULU", полностью спродюсированный The Alchemist. Вдобавок ко всему, до пандемии Boldy James и The Alchemist поехали в тур с Griselda. В Детройте, родном городе Boldy, было объявлено, что он присоединится к Griselda Records, а Westside Gunn станет исполнительным продюсером его следующего проекта. В недавнем активно обсуждаемом подкасте диджея Bootleg Kev Фредди назвал Westside Gunn гением, а Benny the Butcher упомянул в числе лучших рэперов прямо сейчас.
Эти три проекта помогли превратить звучание 90-ых из нишевого в трендовое. И не только потому, что все они вышли в течение четырех месяцев, но и потому, что все это исключительные релизы, которые далеко выходят за рамки ревайвализма. Да, они звучат как хип-хоп 90-ых, но они не звучат полностью как хип-хоп 90-х: в них есть элемент новизны. И хотя все это происходит прямо сейчас, мы шли в этом направлении уже довольно долго.
Фредди Гиббс родом из Гэри, штат Индиана. Его звездный час должен был настать еще в 2006, когда он подписал контракт с Interscope. Но лейбл избавился от него еще до выхода дебютного альбома. Однако он не стал просто еще одной жертвой крупного лейбла. В 2009-м песни с невыпущенного альбома вышли на бесплатном микстейпе "The Miseducation of Freddie Gibbs". В дальнейшем Фредди продолжил пользоваться плодами новой эры бесплатных интернет-микстейпов, которая перевернула стагнирующий мэйнстрим-рэп конца 2000-х, открыв дорогу для новой волны рэперов: в их числе были Drake, Kendrick Lamar и его команда Black Hippy, Odd Future, A$AP Mob, Danny Brown, Big K.R.I.T. и другие. Со многими из них Фредди записывал совместные треки. В начале 10-ых он выпустил несколько обсуждаемых релизов: "Str8 Killa", "Cold Day In Hell", "Baby Face Killa". Большинство из них были очень хорошими, но сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что среди них были три релиза, которые действительно задали тон для того Freddie Gibbs, которого мы теперь знаем. Все они вышли в 2011 году: это спродюсированный Statik Selektah EP "Lord Giveth, Lord Taketh Away", спродюсированный Madlib трек "Thuggin” и фит "Scottie Pippen" с совместного альбома Curren$y и The Alchemist "Covert Coup".
Как отметил музыкальный критик Гари Суарес в своей рецензии для NPR на "Alfredo", мини-альбом со Statik Selektah был первым проектом, который доказал, что Фредди сильнее всего раскрывается в релизах формата "один рэпер — один продюсер". Он и Statik — отличная команда, и EP это подтверждает (если вы давно или никогда не слушали его, вам стоит это сделать), но более плодотворное сотрудничество сложилось у Фредди с двумя другими вышеупомянутыми продюсерами.
После "Thuggin" Фредди и Мэдлиб выпустили синглы "Shame" в 2012-м и "Deeper" в 2013-м. В 2014-м наконец-то вышел их совместный альбом "Piñata", содержащий все три сингла и фиты от Danny Brown, Earl Sweatshirt, Ab-Soul и других. В ретроспективе альбом кажется еще более захватывающим. "Piñata" перенес Фредди Гиббса из категории "отличный рэпер" в категорию "отличный рэпер с классическим альбомом". Сотрудничество с Madlib оказалось не единичным. В 2019 они выпустили еще один альбом "Bandana" (в гостях Black Thought, Pusha T, Killer Mike), и он как минимум не хуже.
MadGibbs какое-то время казался ультимативной версией Фредди Гиббса, но коллаборации с The Alchemist оказались, возможно, даже лучше. После совместной работы над "Scottie Pippen" в 2011-м, Фредди, The Alchemist и Curren$y опять объединились в 2015-м для трека "Fetti". Он попал на совместный альбом The Alchemist и Oh No (младший брат Madlib и половина группы Gangrene с The Alchemist), который называется "Welcome to Los Santos" и вдохновлен GTA V. "Fetti" стало названием отличного совместного альбома Фредди, Curren$y и The Alchemist, вышедшего в 2018-м. Как бы ни был хорош "Fetti", это был только намек на то, как органично они будут соседствовать на "Alfredo". Оба звучат как никогда уверенно и свободно, а их стили идеально сходятся где-то посередине
Black Thought присутствует на отличном альбоме ещё одной восходящей звезды из Баффало Che Noir. Она последовалу тренду "один рэпер, один продюсер" и записала альбом "As God Intended" с детройтским битмейкером Apollo Brown, который стоит в одном ряду с The Alchemist и Statik Selektah, если речь заходит о продакшене в стиле 90-ых. Также стоит обратить внимание на 14 trapdoors, хип-хоп трио из Баффало, чей будущий альбом "Eileen" полностью спродюсировал Camoflauge Monk. Продюсер часто сотрудничал с Griselda и сделал две песни для "Pray For Paris". На фитах будут Benny, Boldy James, Royce Da 5'9", Skyzoo, Smoke DZA и Che Noir. Flee Lord, протеже покойного Prodigy из Mobb Deep, выпускал по релизу в месяц в этом году, в том числе отличный "Hand Me My Flowers", вышедший в мае и спродюсированный культовым продюсером из Бронкса Buckwild. Его последний на данный момент релиз "The People's Champ" вышел 31 июля и спродюсирован легендарным Pete Rock. Есть ощущение, что тренд на новое старое звучание рэпа сейчас набрал полный ход, и, судя по тому, как все развивается, можно только гадать, как много нас ждет впереди.