Любая уважающая себя СТО стремится не ограничиваться услугами в рамках "замена масла, замена колодок", а предлагать своим клиентам как можно более широкий спектр услуг. Это и диагностика с последующим ремонтом пнемоподвески, и замена стёкол, и даже установка ТСУ.
Что такое ТСУ, и для чего нужен фаркоп?
ТСУ — тягово-сцепное устройство. То есть железяка, с помощью которой к автомобилю можно что-либо пристроить. Начиная с крепления велосипедов, и заканчивая прицепом любого размера. Хотя некоторые устанавливают фаркоп чисто как средство создания "социальной дистанции". Проще говоря, чтобы въезжающий сзади наносил повреждения только себе :-)
ТСУ бывают разных типов и конструкций, но самые распространённые — это крюк с шаром на конце:
Как установить фаркоп?
Практически для каждого автомобиля существуют фаркопы. И съёмные, и стационарные, и даже выдвигающиеся с помощью электропривода. Для каждого из них свои технологии установки.
Одна из самых распространённых машин на наших дорогах выглядит так:
Установка фаркопа на Hyundai CRETA
Безусловно, произвести подобную инсталляцию можно и своими силами. Но для этого придётся поваляться на земле, и кроме ключей желательно обладать навыками автоэлектрика. Так что самый практичный подход — поручить эту работу механикам СТО. И начинать придётся снизу. В Hyundai CRETA заводом предусмотрена установка ТСУ, так что сверлить или приваривать ничего не надо:
В лонжеронах есть крепёжные отверстия, некоторые даже с резьбой:
Для других предусмотрены закладные гайки:
Кто первый ответит на вопрос: с чего надо начинать? :-) Как ни странно — с изучения инструкции по установке:
К лонжеронам прикрепляются кронштейны, но сразу болты не затягиваются:
Затем к кронштейнам прикрепляется поперечина:
Затягиваются болты крепления кронштейнов с поперечной балкой:
А затем затягиваются окончательно болты крепления к лонжеронам:
Фаркоп установлен!
Но это ещё самое простое. Что же сложного?
Зачем и как подключить электрику?
Если фаркоп установлен как средство защиты бампера, то вопрос электрики можно и не поднимать :-) Но если в планах использовать ТСУ по назначению (пускай это будет даже простой велобагажник), розетку, прилагаемую к каждому фаркопу, необходимо подключать. И делать это правильно. На любом прицепе есть фонари, в которых дублируются указатели поворотов, габариты и стоп-сигнал. Есть и такие, где и противотуманный фонарь имеется, и фонарь заднего хода, а, например, в караванах (это прицеп-дача), может быть предусмотрена зарядка встроенного аккумулятора от генератора автомобиля, + подача питания на внутренние потребители. И для того, чтобы всё это правильно работало, нужен грамотный электрик:
Итак, какие есть варианты?
К каждому (или правильнее сказать — к большинству) фаркопов прилагаются розетка с пучком проводов:
Подразумевается, что их надо подключить напрямую к проводам, которые идут к штатным фонарям:
Но это не совсем правильно. Бортовая сеть части современных автомобилей рассчитана на определённое количество потребителей, и определённую нагрузку. И подключение нештатных световых приборов чреваты перспективой постоянно перегорающих предохранителей. Это в лучшем случае. Есть и риск повредить штатную проводку. А другая часть современных машин просто зажжёт весёлые пиктограммы на щитке приборов, обнаружив "лишние" лампочки. Выход есть! Даже несколько. Самый простой и надёжный — купить специальный модуль:
Не верьте надписи "блок согласования", по сути это обычно разгрузочное реле с комплектом проводки. Подключается оно так: сигнальные "концы" соединяются со штатной проводкой:
Само реле прячется в защищённом, но доступном месте:
"Силовой" провод выводится или к щитку предохранителей, или в подкапотное пространство:
В итоге реле получает сигналы от штатных фонарей, а питание для лампочек прицепа берёт непосредственно с аккумулятора.
Есть ещё так называемые "обманки", которые уверяют ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля, что "ни одной лишней лампочки в ближайшем окружении не обнаружено"! Ставить их не стоит по тем же соображениям, что и напрямую подключаться к фонарям.
Что такое блок "согласования"?
А вот это очень нужная, крутая и потому недешёвая деталь. Нужна она для того, чтобы сообщить тому же ЭБУ, что к машине подключен прицеп и надо "принять меры". Какие именно? Ну, само собой, обеспечить питание световых приборов прицепа. А ещё изменить работу парктроника, чтобы он не считал прицеп препятствием. Также меняется алгоритм работы всевозможных электронных систем стабилизации и безопасности. Ну и в некоторых машинах с автоматической трансмиссией меняется и алгоритм работы коробки передач. Согласитесь, всё это стоит того, чтобы обойтись без обманок, и доверить подключение квалифицированным специалистам. и тогда фаркоп на вашей машине не будет только украшением :-)
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.олный размер