Найти тему
Простые истории о...

Идем к матриархату?

Пять лет назад это фотография прямо взволновала мужскую аудиторию нашей патриархальной Отчизны. Эти милые дамы (слева направо) вовсе не одноклассницы на очередной встрече и не мамы, ждущие деточек с кружка, а министры обороны Норвегии Ине-Мари Эриксен Сорейде, Швеции — Карин Энстрем; Нидерландов — Жанин-Хеннис Плашерт и Германии — Урзула фон дер Ляйен. Самым мягким и частым комментарием было: «Какие министры – такие и армии». Сексизм да и только!

Взято из Яндекс.Картинки
Взято из Яндекс.Картинки

А вот и свежее – эти, не менее милые, но и еще и молодые дамы - правительство Финляндии образца начала 2020 года. Слева направо: министр образования Ли Андерссон, министр финансов Катри Кулмуни, премьер-министр Санна Марин, министр внутренних дел Мария Охисало.

Взято из Яндекс.Картинки
Взято из Яндекс.Картинки

Поэтому сегодня хочется порассуждать о матриархате. Которого, как формы устройства семьи и общества (как противоположность патриархату) никогда не было, но были очень интересные социальные черты, на которые обращают внимание антропологи.

Итак, возьмем совсем древние обществ периода палеолита. Это огромный период - от двух примерно с половиной миллионов лет назад до неолитической революции, когда появилось земледелие (это примерно 10 тысяч лет назад). Эти древние люди были весьма близки к природе, жили присваивающим хозяйством, то есть охотой и собирательством.

Небольшое отвлечение – в природе самка обладает гораздо большей ценностью, она воспроизводит потомство. Поэтому природа ее всячески оберегает – самка меньше самцов и вся такая серенькая – ни тебе ветвистых рогов, яркого оперения, потрясающего хвоста. Все эти атрибуты, конечно, прекрасны, но на выживаемость влияют плохо – видно самца хорошо, атрибуты эти могут мешать спасаться бегством, а самка должна выжить, чтобы не случилось с ее ярким и прекрасным партнером.

Так вот, наши древние предки занимались охотой и собирательством. И в тот период жизни социальная роль женщины была необычайно высока. На охоту ходили, конечно, мужчины. Женщины оставалась возле пещер и прочих жилищ и потихоньку копали палками-копалками всякие корешки, собирали ягоды и грибы. Причем могли они это делать в любом своем состоянии – беременные, недавно родившие (привязали ребенка и пошли), за руку с малым дитем. Охота - это прекрасно, когда охотники возвращались с добычей племя сытно ело и ни в чем себе не отказывало пока не доест тушу убитого зверя. Честь и хвала славным охотникам, им были лучшие куски. Но охота – это занятие, которое очень сильно зависело от удачи и везения. И если охотникам не везло, то племя скудно питаясь, но выживало за счет того, что собирали женщины. Выживало до следующей удачной охоты. Поэтому от женщин зависело выживание племени не меньше, чем от мужчин, что не могло не сказаться на ее социальной роли. К тому же она имела еще одно преимущество – женщина рожала новых людей для племени, уникальное качество, у мужчин никак не получалось. Если в стычке с врагами погибнет много мужчин – ничего, племя, конечно, по бедствует, но, если его никто не завоюет – выживет. Но если перебили или укради женщин - племени скоро не будет. Поэтому, конечно, женщина была объектом поклонения. Что, например, видно по огромному количеству статуэток этого периода, которые получили обобщенное название «палеотические венеры».

Взято из Яндекс.Картинки
Взято из Яндекс.Картинки

Такие весьма не симпатичные и не эстетичные, с нашей точки зрения, статуэтки были обнаружена на территории от Испании до озера Байкал. Исследователи полагают, что это не просто образ плодовитости (то есть плодородия), но и древний образ Богини-Матери. Это высшее божество древности, культ ее был очень широко распространен и имел, судя по всему, универсальный характер и трактовку.

Но позже люди перешли от присваивающего хозяйства к воспроизводящему, то есть к земледелию и скотоводству. И хозяйственная роль женщины сильно упала – в силу физиологии и частых беременностей женщина не могла днями гонять и перегонять скот, не могла идти за тяжелым плугом еще больше на него нажимая. То есть выживание и процветание общины полностью легло на мужские плечи. Роль женщины осталось только как продолжательницы рода, но не существа равного мужчине. В мифологии это тоже нашло отражение - у многих народов есть сюжет о том, как мужское божество свергает женское. Или просто мужские боги становятся главными в языческом пантеоне. Самый яркий пример – греческая Гея, все пошло от нее, она родила Урана, от которого пошло все живое. Но потом она полностью теряет свою власть, даже когда она помогла Зевсу свергнуть Крона, она не заняла места на Олимпе равного своему внуку. Опять же пример из истории древней Греции – женщин не любили особо, так как не видели в ней существа равного по уму и сердцу мужчине (а вот в другом мужчине как раз видели), женщины жили в отдельной части дома, главная функция - продолжение рода. Только гетеры имели больше возможностей и свободы.

Вывод – матриархата, как периода, когда правили женщины никогда не было. Были периоды большой хозяйственной роли женщины и, соответственно, ее высокого социального статуса. Отголосок этого можно найти в виде сохранившихся обычаев некоторых народов, таких как - уход мужчины при женитьбе в семью женщины, большой роли дяди со стороны матери в воспитании ребенка и других. Но с момента неолита положение женщины в обществе было очень незавидным.

Но отдельно хочется сказать про страны северной Европы. Именно здесь наблюдается больше всего женщин в политике – до 45 процентов мест в парламентах у женщин, первые женщины во главе силовых министерств, женщины президенты и главы стран - Вигдис Финнбогадоуттир (Исландия), Тарья Халонен (Финляндия), конечно, Ангела Меркель. Мы не берем первую формальную женщину президента Эвиту Перон (Аргентина), так как она вылезла из тени своего убитого мужа, если бы он не умер, она бы никогда не участвовала в президентской гонке, поэтому как статистическая случайность она не учитывается. Именно со Скандинавии начался более массовый приход женщин во власть. Интересно, что и сейчас женщин в политике меньше в странах южной Европы. Это также связывают с этими же гендерными социально-хозяйственными причинами. Юг Европы - плодородный и сельскохозяйственный, где традиционно главную роль играл мужчина. Совсем иное дело север Европы – земли скудные, малоплодородные – скалы да фьорды. Это гнало мужчин за море (вот они знаменитые, жуткие, жестокие походы викингов) - пока мужчины достигали Сицилии, Исландии, Гренландии и Америки выживание оставшихся дома зависело от женщин. Да и позже, когда походы закончились и скандинавы осели, приняли крещение, у них возникли королевства - женские промыслы по прежнему сохраняли свою роль в зоне рискованного земледелия. Именно с этим обстоятельством и связывают традиционно высокую роль женщины на севере Европы, что проявляется в большом количестве женщин в политике и бизнесе этих стран.

Матриархата не может быть (в современном мире) или его время как раз на пороге?

Ждем ваше мнение!