Любой человек в своей жизни очень часто сталкивается с различными органами власти. В результате такого взаимодействия человек вынужден жаловаться на действия органов власти, запрашивать от них предоставление каких-либо сведений или совершать какие-то действия в своих интересах.
В данной статье разберем технические моменты подготовки жалобы или обращения. От соблюдения ниже приведенных правил их подготовки будет зависеть эффективность. Скажу, что у меня имеется 10-ти летний опыт рассмотрения жалоб и всевозможных обращений в качестве должностного лица. Только недавно они перестали мне сниться. И так получилось, что самому пришлось приняться за их написание.
Сразу оговорюсь, что надеяться на 100% удовлетворение жалобы не стоит. Это связано с тем, что справедливость в действиях органов государственной власти, показываемая по телевизору, в реальности отсутствует. Надеяться стоит на противоречиях между органами власти, надзорного характера власти.
Итак, перейдем непосредственно к написанию жалобы:
1. Определение адресата жалобы.
В первую очередь, рекомендую писать обращения в несколько адресов. Это даст больше шансов на его удовлетворение.
Система российских органов власти весьма многообразна. Например, соблюдением требований к охране труда занимается прокуратура и трудовая инспекция, находящаяся в подчинении Министерства труда и социального развития. У любых районных органов власти имеются вышестоящие органы власти, которые осуществляют ведомственный контроль. Кроме того, не нужно забывать о контроле и надзоре со стороны других субъектов власти.
Если же вы не можете разобраться, куда писать свое обращение, то универсальным ответом на этот вопрос является Прокуратура и администрация Президента. Эти два органа сами определят нужный адресат и отправят вашу жалобу куда нужно.
Но помните, от точности направления жалобы и минимизации последующей ее пересылки между органами власти зависит срок ее рассмотрения. Иногда срок является важным моментом.
2. Грамотное составление обращения.
Любое обращение представляет собой краткое изложение обоснованных требований. То есть они должно быть написано по применяемым нормам для любого сочинения. Так, жалоба должна состоять из введения, основной и заключительной части.
Во введении следует кратко изложить обстоятельства, послужившие основанием для написания жалобы. Например, в жалобе на нарушение трудовых прав необходимо во введении указать информацию о трудовом договоре, о дате начала трудовых отношений, установленных документами условий труда и т.п.
В основной части следует указать суть обращения (описание проблемы, нарушения или другого вопроса). Будет более предпочтительным, если вы изучите законодательство и сошлетесь на него при написании основной части. Это придаст больший вес вашему обращению.
В заключительной части нужно сформулировать ваши требования. Она может начинаться со слов: «На основании вышеизложенного прошу (предлагаю или требую)….». Требования должны быть максимально четкими. Вместе с тем, в некоторых случаях стоит указывать «размытые» требования или не указывать их вообще («…прошу провести проверку.»). Это делается для того, чтобы контролирующие или надзорные органы не были ограничены вашими требованиями. Очень часто в процессе проверки они могут обнаружить неожиданные для вас нарушения. Но уповать на это не стоит.
3. Краткость.
Не нужно пытаться написать историю всей своей жизни в письменном обращении. Никто ее читать не будет. Плюс, должностное лицо будет пытаться найти в обращении фразы, на основании которых вам можно будет отказать в удовлетворении. Например, работа с персональными данными другого человека будет таким основанием. Так же, руководители, подписывая вам ответ, не будут читать объемное обращение и подмахнет любой ответ.
4. Разрешение на работу с персональными данными.
В последнее время очень многие органы и организации используют Федеральный закон «О персональных данных» для того, чтобы не проводить работу по обращениям. Именно поэтому в заключительной части следует указать, что вы даете свое согласие на обработку и работу с вашими персональными данными. Рекомендую приложить к обращению копию и скан вашего паспорта (первая страница и страница с пропиской).
5. Недопустимость употребления нецензурных слов, оскорблений и клеветы.
Использование незензурных слов может стать отснованием для отказа в рассмотрении обращения. Кроме того, нельзя забывать об уголовной ответственности за клевету (заведомо ложные сведения, например, о судимости или психическом здоровье) и о гражданской ответственности за оскорбления. Особый акцент следует сделать об отсутствии срока давности рассмотрения данных правонарушений в судах.
6. Оформление обращения.
Как и любое письмо, обращение должно иметь адресат и указание отправителя. Начнем с отправителя. Любые обращения будут рассмотрены, но по анонимным обращениям вы не получите ответ и их будут рассматривать без «особенного энтузиазма». Поэтому рекомендую указать свои персональные данные и ваш адрес, на который вы будете ждать ответ. Дополню, что стоит указать и вашу электронную почту. Так вы получите ответ намного быстрее. Также, вам будет направлен ответ и по почте если вы указали свой почтовый адрес.
Далее следует определиться с формой жалобы. В настоящее время каждый орган власти принимает обращения в электронном виде через свои официальные сайты. Заполнив форму обращения и прикрепив все необходимые документы вы можете отправить так свое обращение. Данная форма сэкономит вам деньги на почтовые услуги и время.
7. Ожидание ответа.
В процессе работы над вашим ответом будьте готовы к тому, что вам могут позвонить и задать дополнительные вопросы по обращению. Кроме того, вас могут пригласить для дачи объяснения. Будьте внимательны и стойте на своем. Исполнитель будет пытаться заставить вас подписать нужное для него, а не для вас объяснение. Сформулируйте, прежде всего, для себя позицию по основным моментам обращения и стойте на ней. Если вам дают подписать отличное от вашей позиции объяснение вы имеете право и должны после напечатанного текста написать своей рукой: «К вышеизложенному хочу дополнить, что …. ошибочно записано с моих слов. Правильно должно быть записано: «…». После этого вы пишите: «С моих слов с учетом дополнений записано верно, мною прочитано» и ставите число и подпись. Если все верно записано, то пишите: «С моих слов записано верно, мною прочитано».
Обязательно пишите эти фразы сразу после записанного или напечатанного текста. Это делается для того, чтобы у должностного лица не было соблазна дописать за вас что-либо.
8. Обжалование ответа.
Когда вы недовольны ответом по вашему обращению, всегда есть право обжаловать его. Ограничения по срокам обжалования нет за исключением обжалования судебных и других процессуальных актов. Обращение по обжалованию следует адресовать и направлять в орган власти, который стоит выше органа, подготовившего ответ на первоначальное обращение. Также можно направить жалобу на решение в прокуратуру.
Отмечу, что по опыту в некоторых случаях несколько обжалований давали результат. Здесь работает психологический момент. В низовое звено органов власти поступает большое количество жалоб. Отсюда, рассмотрение их происходит «спустя рукава». Вышестоящие инстанции уже более внимательно изучают обстоятельства, изложенные в обращениях, так как к ним поступает уже меньшее их количество. Таким образом, здесь справедливо выражение «вода камень точит».
В своей статье я отразил лишь общие и основные моменты написания жалобы. Более детальный разбор этого процесса вы можете узнать из стрима ютуб-блогера Иоганна Себастьяна «Как писать жалобы/достали в школе, институте на работе (https://youtu.be/lilHrCtJJk4).
Обращаю внимание на то, что вы можете задать мне интересующие вас вопросы в комментариях. На все вопросы будут получены от меня ответы.
Желаю успехов в реализации своих прав!