Найти в Дзене
Ozon Travel

Как изменились салоны самолетов за 100 лет

Оглавление

И что мы увидим в ближайшем будущем.

Как все началось?

В 1914 году в США полетел первый коммерческий рейс в истории — 30 км над озером во Флориде. Вряд ли многие из нас хотели бы отдать 9860 $ за 23-минутный полет в «деревянной летающей лодке». Именно столько стоил первый билет в современном выражении. Биплан вмещал только 1 пассажира и пилота.

За время Первой мировой войны авиация двинулась вперед, а в послевоенной Европе бомбардировщики адаптировали под нужды гражданской авиации. Выглядели они совсем иначе, чем современные лайнеры: небольшой салон вмещал максимум 20 пассажиров, был обит внутри тканью, плетеные кресла просто установлены на пол. Никаких стюардесс и «Курица или рыба?».

Поскольку салон не был герметизирован, давление и температура были такими же, как за бортом, а гул двигателей заглушал все остальные звуки. Благо летали не на 10 000 км, а всего на 4 000. Но все равно сложно представить, как чувствовали себя пассажиры.

1920

В 20-е годы конструкция самолетов улучшилась, что делало перелеты более безопасными. В это же время задумались об удобстве перелетов: в салонах появились шторы, сетки для багажа, купе, где играли в бридж и утки. Для длительных перелетов установили кровати.

1930

В 1930 году в рейс вышла первая стюардесса Элен Черч. Тогда стюардессами могли стать только медсестры.

В 30-х годах ХХ века перелеты были еще привилегией, и салоны оформлялись для соответствующей аудитории — с роскошью. Сиденья из дорогих пород дерева, светильники из хрусталя, обивка из кожи или дорогих тканей, 3-метровые потолки. Пространства для ног в те времена тоже было достаточно. Экономить научились позже.

Шик 1930-х в Fokker F-32 ©SDCM Archives/ Flickr https://goo.su/2r4j
Шик 1930-х в Fokker F-32 ©SDCM Archives/ Flickr https://goo.su/2r4j

Интерьер самолетов того времени походил на купе поездов: кресла повернуты друг к другу, пассажиры играют в бридж, курят и пьют напитки, которые разносит стюард. Некоторые салоны напоминали современные плацкарты с откидывающимися спальными местами.

1940

За военные годы самолеты стали больше, надежнее, научились перевозить тяжелые грузы, что в мирное время означало больше пассажиров. Интерьер был не менее роскошным. В двухпалубном Boeing 377 Stratocruiser была лаундж-зона с удобными диванами. Спали почти как дома: на подушке и под одеялом. А утром стюард приносил завтрак в постель.

Да-да, двухъярусные кровати в самолете 50-х годов ©SAS Museet/ Flickr https://goo.su/2r4k
Да-да, двухъярусные кровати в самолете 50-х годов ©SAS Museet/ Flickr https://goo.su/2r4k

1950 — 1960 Золотой век авиации

В 1952 году вышел первый джет с турбинами, перелеты стали быстрее и комфортнее.

В салонах по-прежнему разрешали курить. А на обед можно было выбрать лобстеров, а не просто рыбу, причем в фарфоровой посуде. Это и понятно: летали бизнесмены, политики и звезды. Перелет из Нью-Йорка в Лондон и обратно стоил 3600–4200 $ в современном выражении.

Сервис на борту SAS в 1969 ©SAS Museet/ Flickr https://goo.su/2R4K
Сервис на борту SAS в 1969 ©SAS Museet/ Flickr https://goo.su/2R4K

В те времена не думали о безопасности: зоны экономического и первого классов разделяли стеклянные перегородки, которые могли разбиться во время турбулентности. Но шикарные интерьеры исчезли не только поэтому.

1970–1980

Перевозчики сообразили, что чем больше людей они смогут перевезти, тем доступнее будет билет для каждого и тем выше в итоге прибыль. Значит, нужны самолеты побольше.

С появлением Боинга 747 полеты стали доступнее. В то же время государство перестало регулировать перевозки в США, то есть авиакомпании сами устанавливали цены и не перекладывали госпошлины на пассажиров. В результате цены снизились.

Яркие интерьеры Boeing 727 из 1970-х ©Joe A. Kunzler Photo, AvgeekJoe Productions, growlernoise@gmail.com/ Flickr https://goo.su/2r4L
Яркие интерьеры Boeing 727 из 1970-х ©Joe A. Kunzler Photo, AvgeekJoe Productions, growlernoise@gmail.com/ Flickr https://goo.su/2r4L

Началась эпоха лоукостеров — с Laker Airways. Они первыми научились экономить топливо и сократили норму багажа. Найти билет от 999 рублей.

В боингах появились первые экраны: по одному в бизнес- и эконом-классе. Звук шел через наушники. Расстояние между рядами было огромным по современным меркам — 86 см. У «Победы» сейчас 76 см, а у Tui Airways и вовсе 71 см.

Первый класс все еще больше походил на бар — со столиками, диванами и даже электронным пианино.

В самолетах еще были отсеки для курящих, но это разделение очень условное, так что все выходили пропитанные дымом. К тому же можно было брать сколько угодно ручной клади, пить на борту и вообще ни в чем себе не отказывать. Но, напомним, такое все еще могли позволить себе немногие.

1980

Авиакатастрофы, угоны и несчастные случаи на борту заставили задуматься о безопасности. Регуляторы в авиации — FAA и IATA — разработали новые стандарты. В самолетах появилась подсветка пола, благодаря которой проще было эвакуироваться. Салоны стали похожими на современные: белые стены, гладкие контуры и ряды кресел.

1990

Спинки кресел оснащаются телевизорами, увеличивается багажный отсек. Подлокотники кресел теперь регулируются. Расстояние между рядами даже у Lufthansa, Qantas и Virgin шаг сократилось до 81 см, у British Airways — от 74 до 86 см.

2000

Салоны все просторнее, кресел в ряду все больше — до 11 в эконом-классе. Прослеживается общий тренд в дизайне: спокойные цвета, мягкие формы.

2010–2020

Расстановка кресел в экономичном классе уплотняется и он все разительнее отличается от первого класса, который может выглядеть как каюта на двоих.

Полеты становятся технологичнее. Все больше самолетов оснащают VR-очками. Так что скоротать время полета можно в виртуальной реальности: взойти на Эверест, например, пока летишь в Дубай. Пассажиров, которые боятся летать, виртуальная реальность успокаивают с помощью медитации и звуков природы.

VR уже привилегия первого класса. Etihad Airways оборудует очками эконом-класс.

Экономичный класс Etihad легко перепутать с бизнесом @etihad
Экономичный класс Etihad легко перепутать с бизнесом @etihad

Wi-fi тоже становится доступнее благодаря 5G. Провайдер Gogo планирует в 2021 году запустить 5G на борту самолетов, летающих над Северной Америкой. Значит, бортовой интернет станет в разы быстрее.

Что дальше?

Из-за пандемии и резкого снижения авиаперевозок авиакомпании отказываются от крупных самолетов — Boeing 747 и Airbus A 380. Они могут перевозить больше 500 человек — загрузить салон полностью было сложно еще в докоронавирусные времена.

Посмотрите, как и где самолеты переживали локдаун.

Узкофюзеляжные самолеты будущего будут компактнее. Бизнес-класс не станет от этого менее комфортным: авиаперевозчики заказывают эргономичные кресла, оборудуют умные каюты для первого класса, возвращают лаундж-бары, только теперь в безопасном формате.

Сьюты в Qatar Airways превращаются в почти двуспальную кровать @s2milla
Сьюты в Qatar Airways превращаются в почти двуспальную кровать @s2milla

Эконом-класс тоже станет комфортнее. В Airbus настраиваемый свет, который должен предупредить джетлаг. Как еще справиться с джетлагом, если вы летите другим самолетом, смотрите здесь.

В аэробусах A330 24 сценария подсветки @airbus
В аэробусах A330 24 сценария подсветки @airbus

Пандемия, конечно, тоже затронула дизайн самолетов. Кроме масок и тотальной дезинфекции, она может изменить конфигурацию эконом-класса.

Прототип постковидного эконом-класса от компании, проектирующей интерьер самолетов @aviointeriors
Прототип постковидного эконом-класса от компании, проектирующей интерьер самолетов @aviointeriors

Давайте пофантазируем. Какими вы видите самолеты будущего? 🚀